«Воскрешение Лазаря» - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Воскрешение Лазаря»
«Воскрешение Лазаря»
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес
Произведение: «Воскрешение Лазаря»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: Около 1630 г.

Описание произведения.

Согласно Евангелию от Иоанна, житель Вифании Лазарь был воскрешен Иисусом Христом через четыре дня после смерти: «… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…». (Ин. 11:38-44).

Художник изображает темные своды пещеры, в которую спустились Христос со своими спутниками. Художник построил композицию на основе светотеневых контрастов, исходя из божественного понимания данной истории. Главный источник света изливается с левой стороны полотна, там, где изображена фигура Иисуса. Спаситель осуществляет повелительный жест над гробницей Лазаря. Величественная неподвижность Христа подчеркивается бурными эмоциями других свидетелей чуда. Одна из сестер Лазаря поражена и напугана увиденным, так что в сердцах вскидывает руки, а из ее уст вырывается невольный крик. Лица мужчин ужасе держится за ступени, ее глаза широко раскрыты, выражают изумление и ужас при виде страшной, недосягаемой уму сцены. Там, куда обращены взоры всех присутствующих, раздаётся голос умершего. Пытаясь освободиться от пелены, опутывающей его тело, Лазарь восстает со своего смертного ложа и устремляется вперёд, к Тому, кто пробудил его от смертного сна. Рембрандт мастерски изображает отрешённое лицо Лазаря, делающего свой первый вдох.

Примечательно, что в темной пещере над головой воскресшего висит оружие. Очевидно, это символ духовного меча, которое должно стать орудием каждого христианина.

История создания.

Данную композицию Рембрандт написал, когда еще проживал в своем родном городе Лейдене. Эта была картина, созданная для самого себя, а не на заказ. Впоследствии художник сделал еще множество других разработок этого сюжета.

Искусствоведы прослеживают судьбу конкретно этой картины только начиная с 1656 года, когда художник обанкротился и был вынужден продать все свое имущество. До этого целых 36 лет полотно украшало прихожую в его доме. Далее произведение прошло через множество рук, постоянно повышаясь в цене, и в итоге было куплено американским бизнесменом, филантропом и политиком, Говардом Ф. Амансоном старшим. Именно он впоследствии завещал шедевр музею, в котором он и находится до сих пор.

Отношение автора к вере.

В истории голландской живописи 17 в. трудно найти более духовно проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Столь выраженный интерес к религиозной теме объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта - спрос на такие произведения в Голландии того времени был невелик.

Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество – длинное и глубокое размышление над Библией – его настольной книгой. Его произведения, посвященные евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством. Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям.

Биография.

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 году в семье зажиточного мельника. В 1620 г поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 г. работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. В последствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг.) Художник ушел из жизни 4 октября 1669 г. в Амстердаме.

Автор текста: Светлана Королева.



Оставить комментарий