Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В Священном Писании о воскрешении четверодневного Лазаря сообщается лишь в Евангелии от Иоанна: "Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря" (Ин.11:1-5). Иисус пошёл в Вифанию лишь через два дня после известия о болезни Лазаря. Это было сделано Христом, чтобы перед Своими крестными страстями чудом утвердить учеников в вере. Описываемое евангельское событие имеет еще огромное богословское значение, так как слезы, пролитые Христом по умершему другу является доказательством человеческой природы Христа, а воскрешение Лазаря - Божественной. Иоанн Дамаскин пишет: "Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба".
Вот, как апостол Иоанн описывает это событие: "Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет" (Ин.11:41-44).
На картине Яна Ливенса, иллюстрирующий евангельский эпизод о воскрешении четверодневного Лазаря, Иисус показан отдельно стоящим в левой части картины. Спаситель одет в хитон темно серого цвета. Рассеянный свет, идущий сверху, вырисовывает из густой мглы сцепленные пальцы рук и лицо, поднятое к небу.
На переднем плане изображен длинный белый саван, струящийся до каменного гроба, из которого появляются две исхудавшие руки. В правой части картины показаны несколько человек, с большим удивлением наблюдающие за происходящим.
По воскрешении Лазарь прожил ещё тридцать лет и был епископом Китийским, он прославлен в лике праведных. Католическая церковь совершает память Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя. В Православной Церкви это событие празднуется в субботу шестой седмицы Великого поста и носит название" Лазарева суббота".
История создания
Картина "Воскрешение Лазаря" написана Яном Ливенсом в 1631 году в мастерской Рембрандта. Известно, что оба художника одновременно работали над одним и тем же сюжетом. Искусствоведы называют картину Ливенса менее яркой, более сдержанной, в отличие от полотна его друга Рембрандта. Произведение показывает,как деликатно и сдержанно Ливенс относится к чуду, описанному апостолом Иоанном. Подчеркивая тайну происходящего, он только намекает на него, не развивая до конца сюжет.
Картина "Воскрешение Лазаря" одна из последних работ, написанная живописцем в мастерской Рембрандта. В 1631 году пути художников расходятся. Ливенса пригласят работать в Лондон, а Рембрандт уедет в Амстердам.
Отношение автора к вере
Нет данных, чтобы сказать, в семье какого вероисповедания родился Ян Ливенс. При этом стоит заметить, что Лейден в XVII веке это крупнейший центр кальвинистского образования в Европе и протестантское окружение не могло не сказаться на религиозных вкусах юного художника. С семнадцатилетнего возраста, Ливенс работал в одной мастерской и был очень дружен с Рембрандтом, о котором известно, что он сохранял верность католическому вероисповеданию. Некоторые биографы проводят прямую связь между принадлежностью Рембрандта к Католической Церкви и последующим разорением из-за отсутствия заказов. В 1640 году Ян Ливенс сочетался браком с девушкой так же католической веры.
Известность пришла к Ливенсу благодаря его работам на библейские темы. Анализируя его картины, биографы приходят к определенному мнению об отношении самого художника к вопросам веры. Над библейским сюжетом о «Воскрешение Лазаря» Рембрандт и Ливенс работали одновременно. Сравнивая эти произведения, картину Ливенса называют более сдержанной и менее яркой, в которойхудожник не развивает мысль до конца. И исследователи творчества живописца делают вывод, что он сдержанно относится к чуду, только намекая на него, что ему не хватает веры. Такую же характеристику получила картина "Распятие", написанная в 1631 году.
Биография
Ян Ливенс родился в 1607 году в Лейдене. Он был сыном вышивальщика-позументщика и, по сообщению биографов, закончил только начальную школу, начав в возрасте 8 лет обучение в художественной мастерской Йориса ван Схотена. В 1617 году Ливенс переехал в Амстердам, чтобы продолжить обучение у известного исторического живописца Питера Ластмана. Через два года, он уехал учиться в Утрехт, центр голландской "итальянской" живописной традиции. Несмотря на юный возраст, его работы были востребованы и высоко ценились.
С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру. В том же году в Лейден, после обучения в Амстердаме, вернулся Рембрандт. На чердаке в доме своего отца-мельника он устроил мастерскую и пригласил в нее Ливенса. Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты. Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе. Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год. Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным. Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения. Оба они работали как графики. Ливенс пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Особенно искусным мастером он был в портретах. Константин Хейгенс, знаток и ценитель живописи, секретарь принца Оранского, однажды, посетив студию в 1628 году, остался покровителем Ливенса на всю его жизнь.
В 1620-х годах Ливенс старался писать монументальные полотна, возможно, соревнуясь с фламандским мастером Питером Полом Рубенсом. Другие работы Ливенса – портреты в полроста созданы под влиянием «Утрехтских караваджистов».
Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон. Для английского двора Ливенс написал несколько портретов но, к сожалению, ни один не сохранился. В 1635 году 28-летний Ливенс поселился в Антверпене, быстро завоевав популярность как художник. В 1640 году в Антверпене Ливенс женился на девушке католического вероисповедания. Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантливым но менее успешным художникам.
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды. Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец. Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру. Он декорировал апартаменты принца Оранского в Гааге, писал для королевского двора в Германии, в 1648 году создал большое аллегорическое полотно «Триумф мира» по случаю заключения перемирия между Нидерландами и Испанией. С 1650–х годов Ливенс несколько раз переезжал из Амстердама в Гаагу, затем в Лейден, и, наконец, вернулся в Амстердам.
Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов. Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные долги, что они отказались от наследства. Десятилетия спустя известность художника постепенно угаснет, а его работы станут приписывать другим мастерам, в том числе его другу и коллеге Рембрандту.
Автор текста: Северинова Ольга.