Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
“ ВОРОТА РАЯ”
Не семью печатями алмазными
В Божий рай замкнулся вечный вход,
Он не манит блеском и соблазнами,
И его не ведает народ.
Это дверь в стене, давно заброшенной,
Камни, мох, и больше ничего,
Возле — нищий, словно гость непрошенный,
И ключи у пояса его.
Мимо едут рыцари и латники,
Трубный вой, бряцанье серебра,
И никто не взглянет на привратника,
Светлого апостола Петра.
Все мечтают: «Там, у Гроба Божия,
Двери рая вскроются для нас,
На горе Фаворе, у подножия,
Прозвенит обетованный час».
Так проходит медленное чудище,
Завывая, трубит звонкий рог,
И апостол Пётр в дырявом рубище,
Словно нищий, бледен и убог.
Описание произведения.
В основу произведения «Ворота рая» положен евангельский образ Петра, которого Христос одарил великой благодатью — быть хранителем ключей от Царствия Божьего: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах». (Мф.16:17-19).
Стихотворение Николая Гумилёва написано пятистопным хореем, создающим ощущение тихой созерцательности. Ритм произведения подчёркивает содержание: поэт изображает ворота рая бедными и невзрачными: «Не семью печатями алмазными / В Божий рай замкнулся вечный вход, / Он не манит блеском и соблазнами, / И его не ведает народ // Это дверь в стене, давно заброшенной, / Камни, мох, и больше ничего...». Гумилёв не говорит об этом прямо, но в самой структуре поэтического высказывания заключен намёк на то, что люди «не ведают» рая, поскольку его врата не прельщают взгляд. В отношении к раю как к обители вечного удовольствия, а не как к месту единения с Господом, заключается конфликт данного произведения.
Пётр — привратник Царствия Божьего — изображается Гумилёвым как «нищий» и «гость непрошенный». Мимо него едет вереница «рыцарей и латников», стремящихся найти «Гроб Господень» и вход в Эдем. Но они не достигнут цели, поскольку представляют рай торжественным местом удовлетворения их амбиций и материальных желаний: «Все мечтают: “Там у Гроба Божия, / Двери рая вскроются для нас,/ На горе Фаворе, у подножия, / Прозвенит обетованный час”». Из-за несоответствия их образа рая и скромной реальности рыцари даже не смотрят на «светлого апостола Петра».
Колонна людей, проезжающих мимо истинного рая, сравнивается Гумилёвым с «медленным чудищем», в облике которого узнаётся Бегемот — библейский демон плотских желаний. Хтоническое впечатление от образа вереницы рыцарей создаётся с помощью звучащего рога, который трубит, «завывая». Звуки рога, как и «семь печатей», являются апокалипсическими символами и могут обозначать, что люди, проезжающие мимо врат рая, отправляются в пространство вечных страданий. Гумилёв противопоставляет этому чудищу внешне неяркий образ Петра: «И апостол Пётр в дырявом рубище, / Словно нищий, бледен и убог». Но скромный облик апостола и врат скрывают святость и истинное единение с Богом.
История создания.
Произведение «Ворота рая» написано Н. Гумилёвым в 1908 году и впервые опубликовано в его поэтическом сборнике «Жемчуга». Эта книга, посвящённая учителю Гумилёва, Валерию Брюсову, стала обобщением всех полученных знаний поэта и положила начала новому поэтическому течению — акмеизму.
Валерий Брюсов писал об этой книге так: «Н. Гумилёв не создал никакой новой манеры письма, но, заимствовав приёмы стихотворной техники у своих предшественников, он сумел их усовершенствовать, развить, углубить, что, быть может, надо признать даже большей заслугой, чем искание новых форм, слишком часто ведущих к плачевным неудачам».
Речь в «Жемчугах» идёт о жизни духа, который всегда современен и не может быть привязан к какому-либо отрезку времени. В стихотворении «Ворота рая» поэт переосмысливает символистские взгляды на духовность. Гумилёв видит в стремлении символистов возводить земное до небесных высей простую гордыню и, напротив, обращает внимание на красоту смирения и скромности духовных проявлений на земле.
Отношение автора к вере.
Известный исследователь творчества Н. Гумилёва, Ю. В. Зобнин писал: «Гумилёв — человек православной сотериологической культуры. <…> Мир Гумилёва предназначен, прежде всего, для того, чтобы в нём спасаться — собственно “жизнь” ожидает человека в другом мире».
Православная вера была важнейшей частью жизни Николая Гумилёва. Мать поэта любила проводить вечера за чтением Нового и Ветхого Завета и с удовольствием читала Священное писание своим сыновьям. Супруга старшего брата Гумилёва (Дмитрия) говорила о семье Гумилёвых следующее: «Дети воспитывались в строгих принципах православной религии. Мать часто заходила с ними в часовню поставить свечку, что нравилось Коле. С детства он был религиозным и таким же остался до конца своих дней, — глубоко верующим христианином.<…> Но по характеру он был скрытный и не любил об этом говорить».
Однако после революции поэт перестал скрывать свои православные убеждения, бунтуя против варварства большевиков. Современники не раз замечали, как Гумилёв, сняв шапку, крестился у храма, в тот же самый час, когда с церквей сбивали кресты.
Во время Первой мировой войны христианские темы начинали занимать всё большее место в творчестве Гумилёва. По словам Анны Ахматовой, основной темой поэтической книги «Колчан» (1916 г.), наполненной военными мотивами, являлось православие. Именно на войне поэт осознаёт важные для себя нравственные истины: «Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждую ночь обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа. Только пост и бдение, даже если они невольные, пробуждают особые, дремавшие прежде силы».
Вершиной поэтической выразительности стала последняя книга поэта «Огненный столп», в которой он рассуждает о Боге, небе, земле, душе и слове. В нём Гумилёв выражает своё ощущение порочности и пустоты мира, забывшего о Творце.
В августе 1921 года, будучи уже под арестом, Николай Гумилёв просит привести ему Новый Завет и «Одиссею» Гомера — самые важные книги в жизни поэта-путешественника и христианина.
Биография.
Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Детство будущего писателя проходило сначала в Царском селе, а затем в городе Тифлис. Первое стихотворение поэта было напечатано в 1902 году.
В 1903-ем Николай Степанович поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии. В этом же году писатель познакомился с будущей женой — Анной Горенко (Ахматовой). В 1905-м в жизни Гумилёва произошло важное событие: был опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».
После окончания гимназии в 1906 году, Гумилёв уезжает в Париж и поступает в Сорбонну. Пребывая во Франции, Николай Степанович пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус» (1907). В 1908 году выходит второй сборник писателя «Романтические цветы», посвящённый Анне Ахматовой.
Николай Степанович возвращается в Россию, однако вскоре снова уезжает. Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.
В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, но вскоре переводится на историко-филологический. Писатель принимает активное участие в создании журнала «Аполлон». В 1910 году вышел сборник «Жемчуга», получивший положительные отзывы В. Иванова, И. Анненского, В. Брюсова.
В апреле 1910 года Гумилев женится на Анне Ахматовой.
В 1911 году при участии Гумилева было создано поэтическое объединение «Цех поэтов», в который входили О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения «акмеизм». Вскоре создаётся журнал «Гиперборей» и выходит сборник Гумилёва «Чужое небо». В 1913 году писатель снова отправляется на Восток.
С началом Первой мировой войны Гумилев добровольно идёт на фронт, за храбрость награждается двумя Георгиевскими крестами.
В 1918 году Гумилев возвращается в Россию. В августе этого же года писатель разводится с А. Ахматовой.
В 1919 – 1920 годах поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподаёт, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт, дочери Н. Энгельгардта. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.
В августе 1921 года Николая Гумилёва арестовали по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен смертный приговор, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения Николая Степановича Гумилёва неизвестны.
Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.
“ ВОРОТА РАЯ”
Не семью печатями алмазными
В Божий рай замкнулся вечный вход,
Он не манит блеском и соблазнами,
И его не ведает народ.
Это дверь в стене, давно заброшенной,
Камни, мох, и больше ничего,
Возле — нищий, словно гость непрошенный,
И ключи у пояса его.
Мимо едут рыцари и латники,
Трубный вой, бряцанье серебра,
И никто не взглянет на привратника,
Светлого апостола Петра.
Все мечтают: «Там, у Гроба Божия,
Двери рая вскроются для нас,
На горе Фаворе, у подножия,
Прозвенит обетованный час».
Так проходит медленное чудище,
Завывая, трубит звонкий рог,
И апостол Пётр в дырявом рубище,
Словно нищий, бледен и убог.