yandex

«Владетель Баллантрэ» - Стивенсон Роберт Льюис

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Владетель Баллантрэ»
«Владетель Баллантрэ»
Автор: Стивенсон Роберт Льюис
Жанр: Роман
Дата создания: 1889 г.

Описание произведения.

«Владетель Баллантрэ» — самое мрачное из всех произведений Стивенсона (исключая «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда»). Сюжет его представляет собой вариацию на тему взаимоотношений библейских Иакова и Исава, перенесённых в Шотландию ХYIII века. Действие, как обычно у Стивенсона, происходит на историческом фоне, в данном случае — восстания якобитов, во время которого, бросив жребий по настоянию отца, два брата Дэррисдира — Джеймс и Генри, воюют на противоположных сторонах: старший присоединяется к восставшим, младший — к королю Георгу Второму. Восставшие проигрывают, старшего Дэррисдира считают погибшим, Генри становится наследником, женится на невесте своего брата. Считая его предателем восстания, здешние жители не любят Генри, отец и жена к нему безразличны, ибо скорбят по погибшему Джеймсу. Вскоре Джеймс, считавшийся погибшим, возвращается и начинает шантажировать Генри, угрожая разрушить его семью и лишить титула. Великодушный Генри меняет свой благородный характер, и целью жизни его становится теперь гибель брата. Стивенсон не прямо следует канону событий Книги Бытие, но адаптирует его применительно к изменившимся (но не обмельчавшим) человеческим характерам, осовременивая отношения главных героев. В результате ситуация предстает перед читателем вот в каком виде: патриарх Исаак долго живёт после того, как благословил правом первородства младшего сына, и всё ещё отдает предпочтение по своей вине потерявшему первородство старшему. Джеймс (шотландский вариант имени Иаков, оборотнический смысл), добровольно лишившийся первородства, требует от Генри («Исава») всё больших уступок относительно отцовского наследства, игнорируя факт передачи некогда принадлежащих ему прав первородства. А «Исав», из ложного великодушия, долгое время потакает ему в этом – до тех пор, пока в воздухе не начинает пахнуть кровью. То, что этот «Исав» принимает за собственное великодушие, есть очень тонкий вид гордости, на что многократно указывается в романе. При этом он вынужден постоянно бороться с присущей ему скуповатостью (старший страдает не менее распространённым, противоположным пороком — расточительностью). В придачу, младший влюблён в девушку, которая любит старшего брата, а тот, в свою очередь, к ней безразличен. Все эти путанные отношения дополнены архетипическими срезами. А именно: старший брат являет собою дьявола; младший — податливую, отягощенную греховными соблазнами душу человека. Оба страстны. Разница в том, что старший с почти не зависящим от его воли безрассудством страстен во внешних действиях. Младший, едва ли не с демонским сладострастием, культивирует свою страсть изнутри. Есть ещё одна отсылка — к Евангельской притче о блудном сыне — она касается отношений младшего и старшего братьев. Ситуация предстает в зеркальном отражении относительно библейской, где правое и левое переменили места: не младший брат является блудным, а старший, причём без покаяния; а младший, заняв место старшего, по мере возрастания запросов блудного брата, стиснув зубы, закалывает множество тельцов, и отнюдь не по любви, а для удовлетворения ненависти. Поначалу в романе всё казалось ясным: старший брат — низок, младший брат, несправедливо обижаемый —великодушен, хотя и излишне горд. Сочетание опаснейшее, на что намекает старый милорд: «есть опасные добродетели, которыми так и тянет злоупотреблять» говорит он. И вправду –— в Генри возрастает эта мнимая добродетель, вытесняя из его сознания добродетели настоящие, а затем перерастает в неутолимую ненависть. Таким образом, младший брат, чьи добродетели поначалу служили соблазном для старшего, стал оборотной его стороной — притом, что в силу взаимной ненависти, не осталось никаких шансов для их сосуществования — только взаимоуничтожение. Это и происходит в финале, который обращает читателя, к ещё одному эпизоду Евангелия – воскрешению Лазаря, но со зловещим оттенком. Ибо воскрешает отнюдь не Господь, но сатана — усилиями одного из своих слуг. Да и воскресает (на короткое время, что немаловажно) неправедный Лазарь, а не раскаявшийся бесноватый. Он своим «воскресением» умерщвляет такого же бесноватого брата, превращённого им в часть самого себя.

История написания.

Уже при замысле «Владетеля Баллантрэ» Стивенсон сознательно ориентировался на Библию. Правда — поначалу не на историю Иакова и Исава. У автора возникла мысль о некоем заживо погребённом человеке, который должен был воскреснуть. Этот центральный эпизод отсылал читателя к воскрешению Лазаря, а то и к Воскресению Самого Спасителя. Но Стивенсон сразу же отказался от таких аналогий: «Прежде всего предстояло решить, каков он будет, этот заживо похороненный, — пишет он. — Добрый человек, чьё возвращение к жизни обрадует и читателя, и героев повести? Но это было бы посягательством на евангельский рассказ о воскресении Христовом, и я отказался от этой мысли. Таким образом<…>мне следовало сотворить злого гения своей семьи и друзей». Эпизод остался, но изменил ориентиры и был отодвинут на периферию сюжета. В результате сквозной сюжет составили аллюзии на взаимоотношения Иакова и Исава.

Отношение автора к вере.

Стивенсон воспитывался в христианском духе. Затем, в годы богемной юности, он от веры отошел, чем очень огорчил верующего отца. Но и тогда, и позже, не только в литературе, но и в жизни он отличался достоинствами, которые обычно присущи христианам: за ним, например, не числилось ни одной подлости, он был внимателен к людям, скор на помощь обиженному либо угнетенному человеку (последняя черта в особенности сказалась в последние его годы, проведенные на острове Самоа, когда он методично и пылко выступал в защиту туземцев — недаром же они несли его на руках к месту последнего упокоения). Сам Стивенсон называл себя атеистом. Но если сверить его поступки с тем духом, которым пронизаны все его книги, без труда можно убедиться в обратном. Читая их, трудно не заметить отчетливо расставленных христианских акцентов. Повести «Дом на дюнах», «Олалла», «Весёлые молодцы…», как и большие его произведения («Похищенный», «Катрион» и даже «Остров сокровищ») — доказывают это.

Стивенсон и сам отличался христианскими воззрениями на жизнь, на Божий мир, на грешных обитателей этого мира. И так же, как он ни разу не осудил ни одного из героев своих произведений, так ни разу, кажется, не осудил ни одного человека в жизни. Напротив, каждому он пытался найти оправдание, согласуясь с Евангелием, чтение которого производило на него громадное впечатление: «Следующая по времени книга, которая повлияла на меня,– пишет он, вспоминая свое детство, — это Новый Завет. Я уверен, что всякий, кто <…> перечтёт его сызнова <…>, будет потрясен до глубины души. И тогда он сумеет распознать те истины, которые, как деликатно предполагается, нам всем известны и от следования которым все мы скромно уклоняемся». Кстати, нарушение человеком Евангельских заповедей, как раз и развивает Стивенсон в длинной череде эпизодов «Владетеля Баллантрэ» —с явной оглядкой на Вечную Книгу.

Биография.

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, в семье инженера, специалиста по маякам. В три года заболел крупом, что потом привело его к заболеванию туберкулезом.

Среднее образование получил в Эдинбургской академии, высшее — в Эдинбургском университете, где сначала учился на инженера, а потом перешёл на юридический факультет, который и окончил в 1875 году.

В 1876 г. Стивенсон вместе с другом совершил путешествие на байдарках по рекам и каналам Бельгии и Франции, посетив деревню Барбизон, которая была центром Барбизонской художественной школы. Вернувшись в Эдинбург, выпустил книгу очерков «Путешествие внутрь страны» (1878). За год до этого он опубликовал в журнале «Темпл Бар» своё первое художественное произведение — рассказ «Ночлег Франсуа Вийона». В 1878 году, снова находясь во Франции, Стивенсон пишет объединённые одним героем циклы рассказов «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Через четыре года серию рассказов удаётся издать отдельной книгой под названием «Новые тысяча и одна ночь».

19 мая 1880 года в Сан-Франциско Стивенсон обвенчался с Фанни Осборн, с которой познакомился во время поездки в Барбизон. В августе, вместе с ней и её детьми, он отплыл из Нью-Йорка в Ливерпуль. На корабле Стивенсон писал очерки, составившие книгу «Эмигрант-любитель», а, вернувшись, создал повесть «Дом на дюнах».

В сентябре 1881 г. он начал писать роман «Остров сокровищ», который первоначально хотел назвать «Судовой повар». Первое книжное издание романа вышло в ноябре 1883 года. «Остров сокровищ» принёс Стивенсону мировую славу. На волне успеха Стивенсон 1884—1885 годах пишет и издает историко-приключенческий роман «Чёрная стрела» (1888). Далее последовали романы «Принц Отто» и «Похищенный», сборники рассказов «И ещё новые тысяча и одна ночь» («Динамитчик») и «Весёлые молодцы и другие истории», два сборника стихов, повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

В 1887 году Стивенсон с семьёй отправились путешествовать по южным морям. Одновременно он писал роман «Владетель Баллантрэ», который вышел в 1889 году.

С 1890 года Стивенсон жил на островах Самоа. Там были написаны повести для сборника «Вечерние беседы на острове», продолжение «Похищенного», «Катриона», роман «Сент-Ив». Последний роман Стивенсона «Уир Гермистон» (Weir of Hermiston, 1896), могший стать лучшей его книгой, остался неоконченным.

Вместе со своим пасынком Ллойдом Осборном Стивенсон также написал романы из современной жизни «Несусветный багаж» (1889), «Потерпевшие кораблекрушение» (1896); «Отлив» (1894).

Умер Стивенсон 3 декабря 1894 года от инсульта на острове Уполу в Самоа. Там, на вершине горы Веа, он и похоронен.

Автор текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

Оставить комментарий