Визит царицы Савской к царю Соломону - Фонтана Лавиния

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Визит царицы Савской к царю Соломону
Визит царицы Савской к царю Соломону
Автор: Фонтана Лавиния
Местонахождение: Национальная галерея Ирландии, Дублин
Произведение: Визит царицы Савской к царю Соломону
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1600 г.

Описание произведения

На полотне Лавиния Фонтана изображен визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону правительницы аравийского царства. Страна, откуда пришла царица Савская, располагалась на территории современного Йемена. Данный библейский эпизод дает право полагать, что Соломона посещали правители разных стран мира, чтобы своими глазами увидеть его царство и своими ушами услышать мудрые его суждения: «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей». (3 Цар:1-3).
В Евангелии царица Савская называется «царицей южной», о которой упоминает Иисус, упрекая израильтян за неверие: "Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона". (Лк.11:31; Мф.12:42).
Полотно представляет собой портретную картину, где в образах библейских персонажей царя Соломона и царицы Савской изображены герцог Мантуи Винченцо I Гонзага и его супруга Элеонора Медичи в сопровождении фрейлин. Композиционно картина разделена на две части. В левой царь Соломон восседает на троне в окружении своих приближённых. Пред ним царица Савская приклонила колени на вторую ступень подножия трона и указывает на слугу-негра, несущего богатые дары. Правая часть картины принадлежит фрейлинам герцогини Элеоноры с одинаково зачёсанными волосами и высокими воротниками.
Перспективу создаёт прекрасный гористый пейзаж за окном с балюстра.

История создания


Лавиния Фонтана была выдающимся портретистом и прекрасный пример тому её картина «Визит царицы Савской к царю Соломону». На полотне в образах царя Соломона и царицы Савской изображены герцог Мантуи Винченцо I Гонзага и его супруга Элеонора Медичи, сопровождаемая свитой фрейлин. Групповой портрет создан художницей в 1600 году, когда двор герцога по пути на свадьбу Марии Медичи и Генриха IV Французского останавливался в Болонье.
Значимость картины заключается, кроме художественной ценности, еще и в детальной передаче стиля одежды того времени. Престиж и социальный статус дворянства подчеркивались пышностью и богатством искусно выполненного платья и украшений. Лавиния Фонтана последовала этой традиции в изображении этой библейской сцены.
По мнению историка Кэрол Кольер Фрик, на картине «Визит царицы Савской к царю Соломону» одновременно показаны «раннее горизонтальное плетение шёлка, а также более новое, диагональное, представленное в геометрическом узоре на зелёной с золотом нижней юбке [первой из фрейлин]... Красная шёлковая ткань с чёрным цветочным узором [на следующей фрейлине], – возможно, новинка в текстильных мотивах, которая описывается в документах как linea tronca или bastone rotto (прерывистая линия или ломаная палочка)».

Отношение автора к вере

Биографы отмечают, что Лавина Фонтана была ревностной католичкой. Выйдя замуж по воле отца, Фонтана родила в браке 11 детей. В стиле одежды художница придерживалась церковных устоев, предпочитая тёмные оттенки, длинные рукава и закрытые воротнички.

Для художницы важно было не только передать портретное сходство, но и отразить моральный облик заказчика. Даже представление своих моделей в виде библейских персонажей, по замыслу художницы, должны раскрывать их внутреннюю красоту и высокую планку христианской нравственности.
Женщина-художник в то время была редким явлением, но благодаря мудрому руководству отца её карьерой и поддержке мужа, Лавиния смогла реализовать свои творческие способности. Примечательно, что ряд выдающихся картин, принадлежащих кисти художницы, долгое время приписывали её современнику Гвидо Рени. Полотно «Визит царицы Савской к царю Соломону» относится к таким произведениям.
Сама Лавиния, по свидетельству её биографов, говорила, что изучает «ценность культуры для женщин при условии, что она соответствует нормам», имея в виду нравственные устои своего времени. Благодаря своему трудолюбию, дерзновению и смирению Лавиния Фонтана стала популярнейшей портретисткой своего времени и первой художницей, которую избрали в римскую Академию.

Биография

Лавиния появилась на свет в семье художника Просперо Фонтаны и его супруги Антонии де Бонардис. Точная дата её рождения неизвестна, поэтому в биографиях часто можно встретить 24 августа 1552 года — день крещения, записанный в церковных книгах.

Просперо поощрял в дочери интерес к живописи, он также позаботился, чтобы помимо рисования дочь получила блестящее образование. Известно, что Фонтана играла на спинете (род маленького клавикорда) и читала по-латыни. Просперо побеспокоился и о замужестве дочери. Историк искусства Кэролайн Мёрфи замечает: «он понимал, что для того, чтобы женщина могла работать публично, без прикрытия в виде аристократического двора или монастыря, чтобы она могла достичь почётного статуса, ей требовался муж…». Семья Фонтана была небогатой, а Просперо, видя в дочери большой потенциал и не желая потерять возможные доходы, сделал все возможное, чтобы она не ушла из семьи. Традиционно женщины Болоньи после заключения брака переезжали в дом своего супруга. По настоянию отца Лавиния вышла замуж за его ученика Джана Паоло Заппи. Он согласился переехать в дом Просперо Фонтаны, чтобы не разбивать семью и позволить своей жене продолжать обучение под началом её отца. В браке Лавиния родила одиннадцать детей, но лишь трое из них пережили свою мать.
Многие её ранние картины были подарены или проданы по очень низким ценам. Эта рекламная стратегия, разработанная её отцом, имела успех: в 1584 году художница получила несколько крупных заказов от церкви. Как отмечает Кэролайн Мёрфи, отцовский трюк имел неожиданное влияние на успех дочери: «В продвижении карьеры Лавинии Фонтаны как художницы, конкурирующей с мужчинами, сыграли роль её замужний статус, эрудиция, академическое образование и изначально скромные цены на работы. Поэтому к середине 1580-х годов её растущая репутация, расширяющиеся социальные связи и самопредставление как дворянки привлекли ещё одну — и более богатую — клиентуру. Она стала выдающимся портретистом элиты болонского общества».
В основном Фонтана писала женские портреты — очевидно, клиенткам было более комфортно позировать живописцу-женщине. Она изображала их в разные моменты жизни — от помолвки до беременности и даже в период траура по почившему супругу.

В 1603 году Лавиния Фонтана с семьёй переехала в Рим по приглашению Папы Климента VIII. Спустя два года, когда понтифик скончался, его преемник Павел V также покровительствовал и даже позировал художнице. Её крупнейшая работа — алтарный образ «Мученичество Святого Стефана» (1604) для церкви Сан-Паоло фуори ле Мура — погибла в 1823 г. Ей оказывали многочисленные почести, например, в 1611 году скульптор Феличе Антонио Касони отлил профиль Фонтаны на бронзовом медальоне.
Ранний стиль Лавинии Фонтаны очень напоминал отцовский, но постепенно она переняла манеру Караваджо, добавив насыщенную квази венецианскую колористику. Помимо портретов и других картин художница писала также небольшие произведения на медных пластинах, которые пользовались популярностью в качестве папских и дипломатических подарков.
За свои заслуги она стала первой женщиной, которая была избрана в Академию святого Луки в Риме. В этом же городе Лавиния Фонтана скончалась 11 августа 1614 года за две недели до своего 62-летия и была похоронена в Базилике Святой Марии над Минервой.

Автор текста: Ольга Северинова


Оставить комментарий