Валаамский скит во имя Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - Горностаев Алексей Максимович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Валаамский скит во имя Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Валаамский скит во имя Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Автор: Горностаев Алексей Максимович
Местонахождение: Валаамский архипелаг, Предтеченский остров (Сурничан)
Название: Валаамский скит во имя Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Жанр: Архитектура
Год создания: 1858 г.
Эпизод в Библии:

Описание.

Предтеченский скит - самый закрытый и суровый скит Валаамского монастыря. Ни паломники, ни, тем более, туристы на этот остров не допускаются, и даже священнослужители и монахи могут попасть на него только по особому благословению. В подражание великому постнику святому Иоанну Предтече, этот скит был «овеян духом древнего сурового подвижничества» и отличался самым суровым уставом. Иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Лишь на Пасхальной седмице и на Святках, после Рождества Христова, разрешалось вкушение скоромной пищи.

В 1855 году на Монашеском острове устроена была небольшая часовня во имя св. Пророка и Предтечи Иоанна, с небольшою пустынею. С тех пор Сурничан стали называть Предтеченским островом. В 1858 году эту часовню заменила церковь.

Она небольшая, одноглавая, с возвышенною граненою колокольней. Глава колокольни обита светлым железом, кресты медные, вызолоченные через огонь. Центральный объем церкви венчается четырехскатной кровлей, которая украшена легким луковичным куполом с шаром и крестом. Алтарь также венчается маленькой главкой под крестной сенью. Храм стоит под защитой мощной шатровой колокольни, очертания которой отличаются, столь характерной для работ Горностаева, геометрической стройностью. Фасады верхней церкви обшиты тесом и декорированы деревянными элементами: пилястрами, наличниками, филенками, карнизами и резными киотами для икон. К сожалению, оригинальные иконостасы, крыльцо и иконы художника Пешехонова были утрачены в годы власти безбожников, но сейчас глазам прихожан открываются талантливые копии.

Внутренне убранство церкви просто и, вместе с тем, изящно: сосновый резной иконостас, стены храма не окрашенные. Иконы древние. Среди храма висит прекрасное ветвистое паникадило накладного серебра с позолоченными чеканными украшениями. В алтаре, на горном месте, на небольшом кресте с живописью, во весь рост превосходно изображен распятый Спаситель. Надпись на кресте написана на иврите, греческом и славянском языках. За престолом – накладного серебра, местами позолоченный, большой семисвечник.

Колокольню церкви, между прочими колоколами, украшает древний монастырский колокол времен Бориса Годунова, возвращенный игуменом в 1858 году из Новой Ладоги, с пожертвованием за него 300 рублей серебром.

Храм во имя святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна освящен соборно высокопреосвященным митрополитом Григорием 20 июня 1858 года.

История создания.

В четырех верстах от монастыря громадным утесом выдвигается в озеро Предтеченский остров, сплошь покрытый лесом. Прежнее название острова Сурничан (в переводе с финского - «монашеский»). Во времена расцвета монастыря, когда на островах Валаамского архипелага и в пределах Карелии находилось до 12 скитов, состоявших под духовным управлением одного Валаамского настоятеля, тогда и на Предтеченском острове существовал скит.

После того, как шведы разорили монастырь, в 1611 году, главный остров был занят финнами, а некоторые монахи, избежав опасности, вернулись вновь на Валаам, и поселились спасаться на острове Сурничане. На острове было несколько избушек (келий), в которых вероятно жили иноки. По воспоминаниям иноков, которые дошли до нашего времени, в этих избушках жили и сторонние люди, приезжавшие на Валаам, с благословения игумена. В начале XIX века здесь жили рыбаки.

1611 год был страшным для Валаамской обители – монастырь был разорен шведскими войсками Делагарди. Валаамские старцы, кто мог, удалились на Ладогу и там, возле царя Михаила Федоровича, получили для жительства Васильевский монастырь. В этой обители иноки построили небольшую деревянную церковь во славу Преображения Господня, кельи и ограду. Со временем монастырские здания сгладились с лица земли, сохранилась только полуразрушенная церковь, перешедшая к причту Васильевского погоста. Ее священные, «родные» для валаамских монахов останки возжелал перевести на Валаам настоятель отец Дамаскин (1839—1881). Все расходы по перевозке и устроению церкви принял на себя один из усердных благотворителей монастыря, «жертвуя 1000 рублей серебром на ремонтное ее содержание и 500 рублей на возмездие за нее и ее утварь причту Васильевского погоста. Дело началось, и священный Синод разрешил перевести церковь в обитель. На Предтеченском острове, на прочном каменном фундаменте, на месте бывшей часовни, поставлена священная древность».

Года за три до построения церкви, здесь поставлен был деревянный одноэтажный домик с мезонином, стоящий у церковного крыльца. За храмом, в нескольких шагах от алтаря, на восточной стороне высечен в скале колодец, глубиной около двух сажен, всегда имеющий воду приятного вкуса. Храм, дом и колодец обнесены четырехугольную, из досок, оградой, которая окрашена черной краской и заключает в себе 2500 квадратных сажен земли. Кругом ограды, по забору рассажены, для защиты от ветра, ели и другие хвойные деревья, а в середине разведен сад с фруктовыми деревьями. Монахи возделывают этот пустынный сад, но без благословения настоятеля они «не могут вкушать от плодов его» и эту заповедь соблюдают свято для отречения своей воли.

В скором времени, когда был построен храм, «на восточной и южной отлогостях острова, в густой тени соснового леса, на свержение камня, одна от другой, стали появляться убогие иноческие кущи». Две пустыньки были построены в 1859 году, затем ещё - в 1860 и в 1862 годах. Все они небольшие, деревянные, внутренне отштукатурены. В них жили четыре пустынника-монаха, один из них посвятил себя подвигу молчальничества. Внутри ограды, в церковном домике, жили два послушника, которые поддерживали в порядке здание и храм Предтеченского острова. В этом домике помещался иеромонах с причтом, прибывающий из монастыря для совершения церковного богослужения, которое бывало два раза в неделю.

Чтобы доставить пустынникам в зимнее время возможность совершать молитвословие в теплом храме, в каменном фундаменте церкви святого Предтечи устроен храм во имя трех Вселенских Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Этот храм наполовину меньше верхнего, весь высечен в скале – пещерный, пол и подоконники мраморные. Иконы его отличной работы Пешехонова. Был освящен отцом игуменом Дамаскиным соборно 30 января 1860 года.

На западной стороне у крутого обрыва возвышается огромный гранитный крест. По южному склону от черной деревянной ограды храма спускается дорога к пристани.

На 1909 год в храме, в качестве достопримечательностей, хранились два древних креста, один из которых был изготовлен в начале XVIII века, а другой — в 1682 году. При ските был похоронен почитаемый в нём схимонах Иона. Он пришел с Кавказа, до Валаама подвизался в пустыне (в монашестве его звали Исааком). Это был ученый монах, хорошо знал святых отцов. Приняв схиму, он находился в затворе. Для него построили домик, и в этом домике он подвизался. Он изобрел календарь, по которому можно было определять пасхалию. Перед смертью у отца Иоанна были сильные искушения, его забрали в монастырь. Но по молитвам братии Господь его сохранил.

В войну описание скита можно найти в журнальной статье, сообщавшей о поездке игумена Харитона на Валаам с 26 июля по 25 августа 1942 года, где приводились следующие подробности: «… в скиту «Предтечи» все домики стоят с разбитыми стеклами и с некоторыми внутренними повреждениями, церковь цела, иконостас и образа почти не повреждены».

В настоящее время скит восстановлен, на возрожденном скиту подвизаются три монаха.

Биография.

Алексей Максимович Горностаев – русский архитектор, педагог и художник. Родился 18 февраля 1808 года в городе Выкса Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

На Валааме А.М. Горностаев построил девять зданий, восемь из которых сохранились до сегодняшнего дня. Умер Алексей Максимович 18 декабря 1862 года от водянки. Похоронен на территории Троице-Сергиевой пустыни среди своих лучших созданий. Проект памятника на его могиле выполнил племянник Алексея Максимовича – Иван Иванович Горностаев.

Автор текста: Наталья Сергеева.

Оставить комментарий