«Уединение» - Ахматова Анна Андреевна
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

«Уединение»
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу…
А не дописанную мной страницу —
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
Описание произведения.
Первые строки стихотворения Анны Ахматовой «Уединение» отсылает нас к известному евангельскому эпизоду, в котором книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, уличённую в прелюбодеянии и осужденную на побиение камнями. В ответ на это Спаситель сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8:7).
Образ камня в этом стихотворении является метафорой осуждения, обиды, притеснения и боли, нанесённой лирической героине другими людьми. Этих «камней» было столь много, что теперь «ни один из них уже не страшен». Они стали материалом башни, отчуждающей Ахматову от общества. Но, будучи в западне, героиня с христианским смирением благодарит своих порицателей: «Строителей её благодарю, / Пусть их забота и печаль минует».
В том, что общество её отвергло, поэтесса видит возможность духовного роста в аскетическом уединении. Ахматова с высоты своей башни видит «зарю» раньше других, а «луч последний» в её жилище «торжествует». Отрешённая от мира, героиня стихотворения ни на секунду не остаётся одинокой: «И часто в окна комнаты моей / Влетают ветры северных морей, / И голубь ест из рук моих пшеницу». Данное трёхстишие создаёт впечатление чего-то светлого и прозрачного. Не последнюю роль в создании этого образа играет образ голубя, являющегося символом Святого Духа.
В отчуждении от мира рождается подлинное искусство, являющееся на свет от касания Духа Святого. Стихи возникают сами собой, словно рука поэта и не прикасается к перу: «А недописанную мной страницу — / Божественно спокойна и легка, / Допишет Музы смуглая рука». «Смуглая рука» Музы возвращает нас к евангельскому повествованию, а точнее к образу осуждённой еврейской женщины. Эпитет «Божественно-спокойна» намекает читателю на то, что вся боль, нанесённая лирической героине, приблизила её поэзию и личность к Богу, который, в отличие от людей, с большой любовью скажет: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». (Ин. 8:11).
История создания.
Стихотворение «Уединение» было написано в 1914 году, однако опубликовано в сборнике «Белая стая» в сентябре 1917 года. В этом сборнике наметился поворот Ахматовой в сторону гражданской лирики, её реакция на страшные события Первой Мировой войны. Но реакция эта — по существу христианская, а не социальная. Это уход в духовную суть совершающихся событий, а не отражение мнения большинства. Так Осип Мандельштам, близкий друг Ахматовой и Гумилёва, один из основателей акмеистического направления в русской литературе, писал о третьем сборнике Анны Андреевны следующее: «Голос отречения крепнет всё более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». Мандельштам, как и Ахматова — знали, что величие России — в её верности христианству.
Стихотворение «Уединение» не обладает гражданским пафосом, однако с другими произведениями «Белой стаи» это стихотворение объединяет христианский взгляд на события своей жизни и стремление к уходу от суетного и несправедливого мира.
Отношение автора к вере.
Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.
Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.
Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.
Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.
Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».
Биография.
Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.
Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.
Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.
В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.
В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.
Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».
Вслед за славой, в жизнь Ахматовой прочно входит трагедия: в 1918 году распался брак с Гумилёвым; в августе 1921 г. поэт был арестован и расстрелян; в том же августе умирает любимый и чтимый ею поэт А. Блок; с весны 1924 г. Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех её друзей и единомышленников. Они коснулись самых близких ей людей: в 1938-м арестован и осуждён на 5 лет ИТЛ её сын, Лев Гумилев; в том же году Ахматова расстаётся с мужем, Н.Н. Пуниным (арестован и осуждён в 1949 г., в 1953 г. погиб в ИТЛ). В 1946-м — печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко подверглось резкой критике, и они исключены были из Союза писателей СССР. В 1949-м — вторично осуждён на 10 лет ИТЛ сын, Лев Гумилёв. — В те же годы написаны поэма «Реквием», сборник «Из шести книг». В 1950-м от отчаяния, пытаясь спасти от лагерей сына, Ахматова пишет сборник стихов «Слава миру» (фактически, «Слава Сталину» как «прошение на высочайшее имя» — Лидия Чуковская). В 1962 г. закончена «Поэма без героя».
В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».
Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.