«Три версии предательства Иуды» - Борхес Хорхе Луис

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Три версии предательства Иуды»
«Три версии предательства Иуды»
Автор: Борхес Хорхе Луис
Жанр: Рассказ
Дата создания: 1944 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,

говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился». (Мф.27:3-5).

Многие писатели ХХ века ставили перед собой задачу (всегда, надо сказать, неудачную) оправдать Иуду и, по возможности, обвинить Христа. Борхес пошёл дальше всех, создав изощрённую версию, превосходящую всё до него созданное.

Взгляд на предательство Иуды высказывает герой рассказа Борхеса, профессор Нильс Рунеберг, искренне религиозный человек. Писатель, правда, оговаривает его возможное место в длинном ряду гностических ересиархов.

«Рунеберг предлагает оправдание Иуды метафизического свойства» — этими словами ознаменован переход от вступительной части к основной.

Какого же свойства эта метафизика? Сомнительного. Иуда существует только в неогностических фантазиях душевно больного Рунеберга. Может быть, по причине болезни, нисхождение Бога в мир человека, его воплощение в физическом образе грешной твари — додумывается героем до логического предела, до отрицания христианской нравственности.

Рунеберг — одинок в своих изысканиях. Значима фраза автора: «В Малой Азии или в Александрии, во втором веке нашей религии, когда Василид заявлял, что космос — это дерзновенная или злокозненная импровизация ущербных ангелов, Нильс Рунеберг с его исключительной интеллектуальной страстностью, вероятно, возглавлял бы какую-нибудь из гностических общин». — Подобно Василиду, герой рассказа воспринимает мир как творение Демиурга. Поэтому он осмеливается отожествить не только Иуду с богом, но и себя с Иудой. «Миропорядок внизу — зеркало миропорядка горнего; земные формы соответствуют формам небесным; пятна на коже — карта нетленных созвездий; Иуда, неким таинственным образом, — отражение Иисуса».

Три версии предательства являются тремя ступенями восхождения к конечному выводу. Первая версия: «…предательство Иуды не было случайным; оно было деянием предопределённым, занимающим своё таинственное место в деле искупления <…> Слово, воплотившись, перешло из вездесущности в ограниченное пространство, из вечности — в историю, из безграничного блаженства — в состояние изменчивости и смерти; было необходимо, чтобы в ответ на подобную жертву некий человек, представляющий всех людей, совершил равноценную жертву. Этим человеком и был Иуда Искариот. Иуда, единственный из апостолов, угадал тайную божественность и ужасную цель Иисуса. Слово опустилось до смертного; Иуда, ученик Слова, мог опуститься до предателя (самого гнусного преступления, какое ведомо подлости) и до обитателя геенны огненной».

Вторая версия: Иуда предпочитает вечную гибель из-за любви к Богу, по причине чрезмерной любви — и последующее существование вдали от Него.

В третьей версии Иуда и Бог — одно, Иисус — ненастоящий Спаситель.

Есть некое противоречие в том, что Рунеберг, отожествляющий себя с Иудой, от Христа не отказывается, от Него отказывается Иуда, который не хочет служить ни Богу, ни человеку — он хочет быть Богом сам.

Недаром главная мысль рассказа выражена в приводящих в содрогание кощунственных словах, которые вряд ли придут на ум не только верующему, но и неверующему человеку: «Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны; он избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой».

А вот гораздо более поучительный финал, описывающий последствия, к которым привели нового толкователя Евангелие его измышления:

«Неверующие априори сочли его нелепой и вымученной богословской игрой; богословы отнеслись с пренебрежением. В этом экуменическом равнодушии Рунеберг усмотрел почти чудесное подтверждение своей идеи. Бог повелел быть равнодушию; Бог не желал, чтобы на земле стала известна Его ужасающая тайна. Рунеберг понял, что ещё не пришёл час. Он почувствовал, что на его голову обрушиваются все древние проклятия Господни.

Не была ли его мысль кощунством против Духа, хулою, которой не будет прощения? (Матфей,12, 31). Пьяный от бессонницы и умопомрачительных рассуждений, Нильс Рунеберг бродил по улицам Мальме, громко умоляя, чтобы ему была дарована милость разделить со Спасителем мучения в Аду. Он скончался от разрыва аневризмы первого марта 1912 года. Ересиологи, вероятно, будут о нем вспоминать; образ Сына, который, казалось, был исчерпан, он обогатил новыми чертами — зла и злосчастия».

Борхес очень логично предоставил читателю сделать вывод, насколько ценна преданность Рунеберга своей безумной идее. Для человека, принявшего Евангелие без всяких мудрствований, а потому и не стремящегося открыть то, чего в нем нет, раскрываются взаимосвязи человека и мира правильно и во всей полноте. Человек же, не по уму мудрствующий, теряет не только связь с миром, но и с собственным сознанием. Потому так позорно и погибает пьяный от бессонницы и бесцельных рассуждений смоделированный Борхесом Рунеберг.

История создания.

Рассказ был написан во время работы Борхеса в Национальной Библиотеке и вошёл в его первую книгу рассказов «Вымыслы» (1944). История написания неизвестна.

Борхес говорил, что при написании рассказа вдохновлялся некоторыми идеями Леона Блуа. Некоторые исследователи Борхеса апеллируют к фразе Лейбница: «Известно, что у дьявола были свои мученики, и если довольствоваться только силой своего убеждения, то нельзя будет отличить наваждение сатаны от вдохновения Святого Духа» («Новые опыты о человеческом разумении»). Возможно также влияние на Борхеса одной из новелл Анатоля Франса из книги «Сад Эпикура» (1895), содержание которой определяют сходные мотивировки. По убеждению главного героя новеллы, католического аббата Эжже, Иуда сознательно пошёл на предательство, избрав для себя адские муки, чтобы совершилось Распятие и Воскресение, и, следовательно, открылось спасение для человечества.

Борхес идёт далее этого. Но, вместе с тем, его версия лишена серьёзности и является плодом игры ума. Правда, ума лишённого какого бы то ни было почтения к сакральному.

Отношение автора к вере.

Борхес, как известно всем читавшим его, был неверующим.

Но, тем не менее, Бог занимает далеко не последнее место в творчестве выдающегося аргентинского писателя, можно сказать даже – первое или одно из первых. Другой вопрос: что это за Бог? ведь у Борхеса мы можем найти едва ли не все модели заблуждений западного стремительно расцерковляющегося сознания.

Читая Борхеса, впору задуматься: что такое есть сознание современного агностика, точку зрения которого выражает он в своих парадоксальных эссе и рассказах, и как оно пришло к тому, что Бог в представлении такого человека предстаёт частью его самого, а не наоборот. Не потому ли Бог во многих эссе Борхеса совершенно лишён личностных, да и вообще каких бы то ни было, начал. Характерно, что один из рассказов-эссе Борхеса, где предпринимается очередная попытка определить сущность Бога, носит недвусмысленное название «От Некто к Никто».

Если верить Борхесу, Бог не просто составляет единое целое с созданным Им миром, Он намертво в него вписан и является одним из его элементов. И ещё один аспект этой же темы. Борхес смешивает божественное и тварное; микро- и макрокосмос не только входят друг в друга, но и меняются местами. Мы знаем, что Бог может стать человеком (Он и стал им — единожды — за всю историю мiра), также и тварь может по благодати стать обоженной (об этом свидетельствуют примеры святых). Но, по Борхесу, любой элемент мира — одушевлённый, неодушевлённый, абстрактный — может стать Богом. При такой сочетаемости возможен вариант гностической цепочки нисходящих от высшей до низшей степени нескольких богов.

Объективности ради заметим, что по Борхесу — неутомимому толкователю сакральных текстов — все религиозные учения, включая христианство, в равной мере несовершенны.

Трудно понять, как столь много знающий и могущий постичь самые тонкие нюансы христианства, человек мог остаться равнодушным к его правде и красоте? Видимо, образованность, и глубокий ум и вправду зачастую с ними не сочетаются.

Биография.

Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо родился 24 августа 1899 г. в Буэнос-Айресе. В возрасте 4-х лет мальчик умел читать и писать. «Большую часть своего детства я провёл в домашней библиотеке, — писал Борхес, — иногда мне кажется, что я так из неё и не вышел». Хорхе Луис решил стать писателем в 6 лет, спустя год он написал свой первый рассказ.

В школу пошел в 11 лет, поступив сразу в 4 класс. С началом I Мировой войны (1914-1918) семья Борхес оказалась в Швейцарии. Юноша получил формальное образование и диплом бакалавра, изучив французский язык и поступив в Женевский колледж. Прославленный своей эрудицией писатель больше нигде не учился.

В 1918 г. Хорхе Луис переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам— авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 г. в испанском журнале «Grecia» появилось первое стихотворение Борхеса.

В Аргентину в 1921 г. Борхес вернулся сложившимся поэтом. В 1923 г. Хорхе Луис опубликовал свою первую книгу, из 33 стихотворений. К 1930 г. он опубликовал 7 книг, основал 3 журнала и сотрудничал еще в 12-ти. Публиковался в литературном журнале «Sur», для которого переводил произведения Вирджинии Вульф, Фолкнера, Киплинга.

В конце 1930-х гг. Борхес поступил на работу в столичную библиотеку Мигеля Кане. Рассказы, написанные за время работы в библиотеке, были собраны в сборник «Вымыслы» (1944).

После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был сразу уволен с работы. Был безработным до 1955 г., вплоть до свержения диктатуры.

В 1955 г. почти ослепший Борхес назначен директором Национальной библиотеки Аргентины (этот пост он занимал до 1973 г.) и преподавателем английской и американской литературы в Университете Буэнос-Айреса.

В декабре 1955 г. писатель был избран членом Аргентинской литературной Академии; продолжает активно писать.

В 1972 г. Борхес читает лекции в университетах США.

В 1973 г. он получает звание почетного гражданина Буэнос-Айреса.

В 1979 г. Борхес получает премию Сервантеса — самую престижную в испаноязычных странах награду за заслуги на литературном поприще. В 1970 г. выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию.

В конце 1985 г. у Борхеса обнаружили рак печени, и он уезжает умирать в Женеву (Швейцария). В апреле 1986 г. он оформил гражданский брак с Марией Кодама, завещав ей своё состояние. А 14 июня в возрасте 86 лет знаменитый писатель умер. Он похоронен на женевском «Пленпале».

Автор текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

  • Хорхе Луис Борхес

    notes

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

Оставить комментарий