«Свободы сеятель пустынный…» - Пушкин Александр Сергеевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Свободы сеятель пустынный…»
«Свободы сеятель пустынный…»
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1823 г.

*****

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя –

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!

Вас не раз­бу­дит чес­ти клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Описание произведения.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный», если судить его по религиозным критериям, свидетельствует о канонических заблуждениях автора. В этом тексте, навеянном Евангельской Притчей о сеятеле, первоисточник существенно переосмыслен. В Евангелии все четыре типа людей, представленные в притче, слышат слово (правда, не все из них реализуют услышанное в жизни). Пушкин же, кажется, представляет читателю некий пятый тип, который не слышит и не хочет слушать. Вспомним, что в Евангелии некоторая часть человечества представлена способной, всё-таки, дать плод.

Дело в том, как автор стихотворения описывает сеятеля, образ которого в Евангелии однозначно символизирует Спасителя, который, по верному замечанию Википедии, «предстаёт не в роли блистательного революционера, а в образе усердного труженика, Сеятеля, Который очень редко получает благодарность». А ведь в пушкинском сеятеле как раз и прочитываются черты революционера. Можно вообразить, что за семена он сеет и какую свободу обещает человечеству.

Можно также допустить, что сеятель у Пушкина сопрягается с поэтом или мыслителем, сеющим «разумное, доброе, вечное», но это всё-таки не евангельское слово. Кем бы ни был он, этот странный сеятель-мизантроп, он не Христос, Каким мы знаем Его по Евангелию. — Если так, то понятно, откуда столько презрения и желчи у обычно столь добродушного в отношении человеческих слабостей Пушкина.

Обратимся к стихотворению, написанному одновременно с «Сеятелем» и сходному с ним по содержанию, вплоть до текстуальных совпадений: «Moё беспечное незнанье / Лукавый демон возмутил,/ И он моё существованье / С своим на век соединил./ Я стал взирать его глазами,<…> / И взор я бросил на людей, / Увидел их надменных, низких,/ Жестоких ветреных судей,/ Глупцов, всегда злодейству близких./ Пред боязливой их толпой,/ Жестокой, суетной, холодной, / Смешон глас правды благородный,/ Напрасен опыт вековой./ Вы правы, мудрые народы,/ К чему свободы вольный клич! / Стадам не нужен дар свободы, / Их должно резать или стричь, / Наследство их из рода в роды/ Ярмо с гремушками да бич».

Уточнение тезисов, изложенных в этом стихотворении, можно найти в более известном широкому читателю стихотворении «Демон», посвящённым Александру Раевскому. Принято считать, что Раевский и есть главный герой этих стихов, и для неверующего человека, который воспринимает его как отражение впечатлений Пушкина от встречи с Раевским, других толкований здесь не предвидится. Верующий же человек вправе предположить, что демон — не персонификация того циника, который на какое-то время сильно повлиял на мировоззрение юного Пушкина, но самый что ни на есть взаправдашний демон. Стихотворение, следовательно, может отображать опыт реального общения Пушкина с демонской силой и служить предупреждением читателю от подобного рода сношений.

Стало быть, сеятель — не поэт, а сам дьявол, диктующий ему эти строки, и более того, выступающий здесь повествователем, лирическим героем? — Если это и вправду так, то стихи приобретают сразу зловеще-насмешливый, если не издевательский, и вовсе не возвышенный, контекст.

В этом контексте обретает смысл и странное именование сеятеля — пустынным, и ранний выход до звезды, называемой иначе денницею, каковое имя носит враг рода человеческого, и порабощенные бразды, которые могут приобрести в таком случае совершенно богохульный смысл. И явно издевательский пассаж, рождающий дерзкое и надменное: «паситесь, мирные народы».

Всё это предвозвещает Великого Инквизитора... Отсюда совершенно нечеловеческий парафраз другой евангельской притчи, использованной здесь Пушкиным, о пастухе, заботящемся об овцах (овец в «Сеятеле» не должно охранять, пестовать, заботиться о них — только стричь или резать). Отсюда и привкус кощунственной пародии, порождённой взглядом сатаны на внимающее Христовым истинам человечество. Образ лирического героя, от лица которого ведётся повествование, вовсе не идентичен Пушкину.

История создания.

Известно, что в 1823 г. Пушкин переживает тяжелейший душевный и мировоззренческий кризис.

Явные отражения кризиса мы находим в нескольких написанных в этом же году стихотворениях, отмеченных странной и редкой для обычно великодушного Пушкина — саркастической, если не циничной, интонацией, усиленной богоборческими мотивами. К этому ряду относится и «Свободы сеятель пустынный».

Косвенным подтверждением богоборческих настроений Пушкина может служить письмо поэта Александру Тургеневу от 1 декабря 1823 г., содержащее иронический анонс «Сеятеля», которым Пушкин сопроводил отсылку только что написанного стихотворения «Наполеон»: «Это последний мой либеральный бред. Теперь я раскаялся и на днях написал подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа». — Глумливый контекст анонса очевиден: Пушкин пишет о подражании, но подразумевает пародию. В свете этого, смысл стихотворения «Свободы сеятель пустынный…» тоже определяется его контекстом (учтем ещё и стихотворение «Мое беспечное незнанье…»).

Отношение автора к вере.

Пушкин шёл к вере извилистой дорогой. Его всё чаще посещали желания обрести в жизни религиозную опору, но знал он и свою привязанность к страстям. Появляются стихи «Монастырь на Казбеке», которое не случайно заканчивается словами «Туда б, в заоблачную келью, / В соседство Бога скрыться мне!..». А конечная точка — одно из последних стихотворений Пушкина «Напрасно я бегу к Сионским высотам…» — о тщетности попыток автора скрыться «в соседство Бога».

Неоконченное стихотворение 1835 г. «Я возмужал среди печальных бурь», могло бы считаться утверждением поэта в вере, если бы не ноты сомнения в словах: «надолго ли?». И только в одном большом стихотворении «Странник» стремления к Богу воплощаются в реальном действии. Но и в «Страннике», при бегстве от постылого мира и видимом движении к цели, остаётся неясным его исход: достигнет или не достигнет тесных врат герой?

«Монастырь на Казбеке», где автор пишет о желании скрыться «в соседство Бога», можно считать прологом некоей стихотворной трилогии, центральную часть которой представляет стихотворение «Странник», где заявлена попытка бегства из мира греха и суеты. Эпилогом этой маленькой трилогии является четверостишие: «Напрасно я бегу к Сионским высотам, /Грех алчный гонится за мною по пятам. /Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, / Голодный лев следит оленя бег пахучий». — В нём названо препятствие, мешающее достижению поставленной цели, — не оставляющий автора грех. Есть ещё одно стихотворение, в котором безоговорочно запечатлено покаянное чувство Пушкина — переложение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина.

Действительно, переход от временной жизни в вечную и был ознаменован у Пушкина глубочайшим покаянием. Он простил своих врагов, примирился с обидевшими его, достойно претерпел предсмертные муки. «Хочу умереть как христианин», сказал он другу своему и секунданту Данзасу пред исповедью и причастием. И, судя по словам старого, много повидавшего, священника, принявшего его покаяние: «Вы можете не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, который он имел», — так и отошёл в жизнь вечную наш великий поэт.

Биография.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по ст.ст.) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников. В лицее написаны первые стихи Пушкина. Его поэтический талант был отточен дружбой с корифеями русской литературы — Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.

После окончания лицея в июне 1817 года, Александр Пушкин принимал участие в заседаниях общества поэтов «Арзамас». В 1819 году он стал членом общества «Зелёная лампа». Он сочиняет политические эпиграммы и стихи, которые распространялись в списках.

В мае 1820 года Пушкин был послан в командировку на юг. Фактически это была ссылка за то, что он «наводнил Россию возмутительными стихами». Во время ссылки Пушкин посетил Кавказ и Крым и запечатлел их в поэзии. Позже поэт был переведён в Кишинев, где он тесно общался с будущими декабристами. В это время были написаны ранние его поэмы, а также, ряд зрелых стихов и начат роман в стихах «Евгений Онегин».

В июле 1823 года Пушкина переводят в Одессу под начало графа Воронцова, но и там он оказался неугоден. Его увольняют с государственной службы и высылают в имение матери «под надзор местного начальства». Здесь поэт вёл уединённый образ жизни, однообразие которой скрашивало общение с соседями, семьей Осиповых-Вульф, и няней. В Михайловской ссылке пишет — новые главы «Евгения Онегина», трагедию «Борис Годунов». Печатаются в столице «Стихотворения Александра Пушкина».

В сентябре 1826 года он получил с фельдъегерем приказ нового императора Николая I немедленно прибыть в Москву. 8 сентября состоялась его аудиенция у государя, после чего он получил позволение жить где угодно, но в Петербург доступ ему был открыт только в мае 1827 года, причём император вызвался быть его цензором. Вскоре правительство устанавливает за поэтом негласный полицейский надзор.

В мае 1828 года Александр Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. Он сватается к красавице Наталье Гончаровой, и, не получив определённого ответа, в 1829 году самовольно уезжает на Кавказ, в действующую армию. Впечатления от этой поездки переданы в хронике «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии…».

Возвратившись в Петербург в апреле 1830 года, Пушкин вновь делает предложение Наталье Гончаровой, которое на этот раз было принято, и в сентябре уезжает в имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Так наступила Болдинская осень поэта. Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, и заканчивает роман в стихах «Евгений Онегина».

18 февраля (2 марта по ст.ст.) 1831 года, в Москве, Пушкин венчается с Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступает на государственную службу в Иностранную коллегию, с правом доступа в государственный архив. Работает над «Историей Пугачева» (1833), делает конспект труда И.И. Голикова «Деяния Петра Великого», собирая материал для задуманной «Истории Петра» (подготовительный текст, 1835).

Параллельно пишет повести «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэму «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 года Пушкин получает разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 года, видя интерес царя к красавице жене и участие в этой интриге барона Геккерена и его приёмного сына Дантеса, посылает в разное время вызовы Дантесу и Геккерену. В результате интриги, длящейся несколько месяцев, на дуэль с Пушкиным выходит Дантес. Дуэль состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Чёрной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня (10 февраля) скончался. Опасаясь беспорядков, царь приказал, после отпевания, тайно вывезти тело Пушкина и захоронить на родовом кладбище в Святогорском монастыре Псковской губернии, в пяти верстах от села Михайловское.

Автор текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

  • Свободы сеятель пустынный… - Александр Пушкин

    Изыде сеятель сеяти семена своя

    Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды;

    Рукою чистой и безвинной

    В порабощенные бразды

    Бросал живительное семя -

    Но потерял я только время,

    Благие мысли и труды…

    Паситесь, мирные народы!

    Вас не разбудит чести клич.

    К чему стадам дары свободы?

    Их должно резать или стричь.

    Наследство их из рода в роды

    Ярмо с гремушками да бич.

Оставить комментарий