Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина Х. Ханта являет собой религиозное озарение художника, объяснить смысл которого словами до конца невозможно. Это образец восторженного вдохновенного видения, полный аллегорических и мистических деталей.
«Светоч Мира» изображает идеализированный образ Христа, увенчанного терновым венцом и золотым ореолом вокруг головы, одетого в длинную тунику и ризы священника. Спаситель шествует ночью с фонарем в руках по сельской местности, заросшей деревьями. Он останавливается у старой двери, наполовину закрытой сорными травами и ползучими растениями, и стучится в нее. Картина является иллюстрацией слов из Откровения Иоанна Богослова: «Се, стою у дверей и стучу: если кто услышит Мой голос и отворит Мне дверь, то войду к нему и буду вкушать с ним, и он со Мною!» (Откр. 3:20). Хант помещает эти слова на раме картины, чтобы донести до зрителя смысл своей работы.
Как и все религиозные произведения Ханта картина полна символов. Светильник в руке Христа - символ совести и спасения, иллюстрирует как вышеприведенную цитату из Библии, так и слова: «Я есмь Свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Семь граней фонаря символизируют семь Церквей Апокалипсиса, а разные формы отверстий на светильнике указывают на существование различных мировых религий. Отверстия разные, но их объединяет один источник Божественного света.
Картина содержит и другие символы. Так у двери, в которую стучится Христос нет ручки, то есть открыть ее может только тот, кто находится внутри. Подобно двери открывается человеческое сердце: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Дверь есть врата человеческой души. Заросли сорняков перед дверью, говорят о том, что ее давно не открывали. Задумчивый лик Спасителя, освещенный мистическим светом фонаря, кажется неземным. Его взгляд направлен прямо на зрителя, словно взывая каждого открыть дверь своей души и впустить Его.
Картина выполнена в темных зеленых и красных тонах. Она внушает зрителю трепетное и благоговейное чувство.
История создания
Картина задумывалась художником как парная к «Пробудившемуся стыду» (1853). В письме к своему другу Уильяму Беллу Скотту Хант писал, что был побужден к написанию картины некоей божественной волей. Хант посредством своей картины пытался донести до зрителей мысль, что не следует отказываться от своих религиозных обязанностей, от любви и служения, которыми они обязаны своему Спасителю. Уступив место идеализации и иррациональным элементам, Хант отошел здесь от своих принципов реалистической и исторической достоверности, к которым вернулся уже в своей следующей работе «Нахождение Спасителя в храме», в которой он полностью исключил элементы мистики.
Тем не менее, чтобы реалистично воспроизвести элементы окружающего пейзажа и растительности при нужном освещении, Хант три месяца работал ночью в саду, с 9 часов вечера до 5 часов утра каждый период полнолуния. Художник придавал очень большое значение изображению светильника, долго искал его нужную форму и размеры, делал макеты, экспериментировал на открытом воздухе при разном освещении.
Когда Хант в 1854 году выставил картину на суд зрителей на выставке Королевской академии художеств, публика не сразу поняла символический смысл «Светоча Мира» и приняла ее прохладно. Британский критик и теоретик искусства Джон Рескин выступил с разъяснениями в письме от 5 мая 1854 года в «Times». Он назвал картину «одним из самых прекрасных произведений на религиозную тему, которые когда-либо появлялись в этом веке или в каком-либо другом».
К концу XIX века «Светоч Мира» стал одним из самых популярных религиозных образов эпохи. Моральный посыл картины вместе с неповторимой сентиментальностью образа были привлекательны для зрителей, вызывая желание иметь копию «Светоча Мира» в частных домах и учебных заведениях. По всей Англии распространялись гравюры и репродукции картины.
Работа Ханта была настолько популярна, что даже вдохновила композитора Артура Салливана (1842-1900) на создание оратории «Свет Мира» в 1873 году.
Отношение автора к вере
Хант вырос в строгой пуританской семье. Все семеро детей с юных лет приобщались к чтению Библии и регулярно посещали церковь. Благодаря религиозному воспитанию, Хант на протяжении всей своей жизни был занят духовными поисками, в большей степени чем других членов Братства Прерафаэлитов его интересовала морально-нравственная сторона искусства. Хант воплотил идею Джона Рескина, высказанную в первом томе «Современных художников» о том, что призвание художника сродни призванию священника, миссия которого состоит в том, чтобы выразить и объяснить каждую Божественную истину. Хант гораздо чаще других художников-прерафаэлитов обращался к религиозным сюжетам. При этом он отказался от традиционной иконографии, присущей искусству Ренессанса, поскольку находил в ней несовершенство эмоционального воздействия на зрителя. Он решил создать новый стиль религиозного искусства, основанный на современном видении реальности.
Биография
Уильям Холмен Хант родился в 1827 году в Лондоне в семье кладовщика небольшой галантерейной фирмы. С детства мальчик пристрастился к рисованию. Его отец не верил в способности сына и готовил его к профессии клерка. Однако тяга к искусству перевесила, и в 16 лет юноша начал зарабатывать на жизнь недорогими портретами и копиями работ известных живописцев. Он посещал занятия по рисунку в Механическом институте и брал уроки портретной живописи у Генри Роджерса. В 1844 году Хант поступил в Школу искусств при Королевской Академии, где его преподавателем стал художник-портретист Джошуа Рейнольдс. В Академии Хант познакомился с Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти. В 1848 году трое друзей образовали «Братство прерафаэлитов». Художники выступали против академизма, тривиальности и косности в искусстве, стремились к натуралистическому изображению действительности, их привлекало творчество художников Раннего Возрождения до Рафаэля.
В 1853 году Хант написал одну из самых известных своих картин — «Светоч мира» - аллегорическое изображение Христа, стучащего в дверь человеческой души, которая принесла ему первый публичный успех.
В 1854-1856 годах Хант совершает поездку в Египет, Сирию и Палестину. Зародившаяся у Ханта идея написать работу «Нахождение Спасителя во Храме» явилась причиной его поездки на Святую Землю. Он хотел применить принцип правды к жизнеописанию Христа, выбрать в качестве декорации место и культурный контекст, в котором проходила жизнь Спасителя.
В 1869 году художник предпринимает вторую поездку на Святую Землю, во время которой начинает писать картину «Тень смерти», посвященную трагическому предвидению Иисусом своего конца, и «Триумф невинных» на тему бегства Святого Семейства в Египет.
В 1886 году состоялась первая ретроспектива произведений художника в Лондоне. Она была дополнена сборником статей Ханта о Братстве прерафаэлитов. В 1892 году художник предпринимает третью поездку в Палестину. В Иерусалиме он делает первые наброски к полотну «Чудо священного огня».
Начиная с 1901 года из-за болезни глаз творческая активность Холмена Ханта резко снижается, он вынужден работать над своими картинами вместе с помощниками. В 1905 году вышло двухтомное исследование Ханта «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов», в котором он уделил основное внимание истории зарождения и эволюции движения. Холмен Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти. Для его стиля характерны четкие жесткие цвета, яркое освещение, натурализм, тщательная проработка и символизм деталей.
Художник умер 7 сентября 1910 года в Лондоне.
Автор текста: Липатова Елена Владимировна.