Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Как повествует Священное Писания, над всеми чинами ангелов поставлен Господом святой Архистратиг Михаил. Именно он низвергнул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Центральная часть алтаря, созданного художником Герардом Давидом, иллюстрирует повествование из Откровения Иоанна Богослова: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (Откр.12:3). «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).
Архистратиг Михаил показан художником юношей с развевающимися золотыми кудрями. За его спиной мощные прекрасные крылья. В правой руке он держит посох с крестообразным навершием. В данном случае посох символизирует духовное копьё, которым Архистратиг поражает безобразных чудовищ под своими ногами. Фигуру святого Михаила обвивает красный длинный плащ, символ его главенства над ангелами. В левой руке он держит изящный щит с красным четырёхконечным крестом.
На левой створке изображен святой Иероним в сопровождении служившего ему льва; на правой - Антоний Падуанский, держащий в левой руке книгу, в развороте которой стоит Младенец Иисус. Оба святых, будучи учителями Церкви, атрибутированы книгой и посохом с крестообразным навершием.
Действие всех трёх частей алтаря художник поместил в пустынный каменистый пейзаж. В небесах показан Господь Бог в сиянии вечной славы. Ниже ангелы, последовавшие призыву Михаила и вступившие в битву со сторонниками падшего Денницы.
История создания
Картина Герарда Давида «Святой Михаил поражает дракона» является центральной частью алтаря, который был заказан художнику в 1500 году. В данном произведении Герард Давид отступил от традиционного изображения дракона, показав семь отдельных персонажей, служащих одновременно и символами семи смертных грехов, которые поражаются духовным мечом - крестом Господним. Мастер показал Архистратига Михаила как покровителя и соратника "воинствующей Церкви", то есть всех верных Богу, и борющихся со своими грехами.
Не сохранилось достоверных сведений для какой церкви был написан Давидом алтарь. В настоящее время он экспонируется в Музее изящных искусств в Вене.
Отношение автора к вере
Делая попытку рассмотреть отношение нидерландского художника Герарда Давида к вере, мы встречаем препятствие в недостаточности документальных свидетельств о жизни мастера. Но перед зрителем есть картины, которые при всей традиционности трактовки и повторении устоявшихся сюжетов, как дневники раскрывают внутренний мир художника. И чем строже рамки канона, тем ценнее то индивидуальное, что проглядывает сквозь творчество мастера.
На многочисленных полотнах художника дошедших до наших дней поражает особое внутреннее умиротворение изображённых святых. Их лики являют пришедшее в этот мир Царство Божие, которое по слову Спасителя, есть внутри каждого человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21) и «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). Их изображение всегда подчёркнуто строго и благочестиво, словно художник хотел сказать, что духовные дары даются заслужившим их внимательной и добродетельной жизнью.
Важной деталью на картинах Герарда Давида является эмоциональная связь, а в некоторых случаях эмоциональное единство изображаемых персонажей. В разных вариантах и подробностях оно переходит с одной картины в другую, говоря зрителю, насколько важен был для художника дар любви, заповеданный Господом.
Герард Давид был тщательным и трудолюбивым мастером, послужившим людям своим художественным талантом. В его произведениях видна творческая личность, возраставшая в трудах и смирении, тот самый «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет.3:4).
Биография
О жизни Герарда Давида сохранилось мало документальных фактов. Известно, что он родился в 1460 году в городе Аудеватер, нидерландской провинции Утрехт. Обучение художественному мастерству начал, работая в мастерской отца, позднее переехал в Харлем. В 1484 году художник впервые упоминается в документах Брюгге. С этого времени мастер стал членом Гильдии святого Луки. Учился у Ганса Мемлинга, под влиянием которого стиль Герарда значительно изменился. С 1494 года был городским живописцем в Брюгге, заняв там ведущее место среди художников после смерти Мемлинга. Около 1496 года Давид женился на Корнелии Кноп, дочери старшины гильдии ювелиров. В 1501 году художник занял пост декана Гильдии святого Луки в Брюгге. В 1515 вступил в антверпенскую гильдию живописцев, но позднее — в 1521 и 1523 — вновь упоминается в архивных документах в Брюгге. Живописец руководил большой мастерской со многими учениками и подмастерьями, изготовлявшими копии и повторения его работ. Герард Давид считается учителем Адриена Изенбранта.
Творчество Давида продолжает традиции раннего нидерландского Возрождения, большей частью являясь безличным повторением устоявшихся в нидерландской живописи композиционных схем XV века. Однако, не отступая от традиционной иконографии, художник вводил в свои произведения фантастический пейзаж, что по его примеру будут делать последующие нидерландские мастера. Большой популярностью пользовались его интерьерные картины со сценами из жизни Христа. Цветовое богатство и пристальное внимание к деталям в произведениях Герарда Давида типичны для североевропейской живописи XV и XVI столетий.
Скончался Герард Давид 13 августа 1523 года и был похоронен в Брюгге. После реконструкции городского кладбища в XIX веке могила художника была утрачена.
Автор текста: Ольга Северинова.