yandex

«Сон Адама» - Гумилев Николай Степанович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Сон Адама»
«Сон Адама»
Автор: Гумилев Николай Степанович
Жанр: Поэма
Дата создания: 1909 г

«Сон Адама»

От плясок и песен усталый Адам.
Заснул, неразумный, у Древа Познанья.
Над ним ослепительных звезд трепетанья,
Лиловые тени скользят по лугам,
И дух его сонный летит над лугами,
Внезапно настигнут зловещими снами.

Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бедер, ни плеч…
Как звери, должны они строить жилище,
Пращой и дубиной искать себе пищи.

Обитель труда и болезней… Но здесь
Впервые постиг он с подругой единство.
Подруге — блаженство и боль материнства,
И заступ — ему, чтобы вскапывать весь.
Служеньем Иному прекрасны и грубы,
Нахмурены брови и стиснуты губы.

Вот новые люди… Очерчен их рот,
Их взоры не блещут, и смех их случаен.
За вепрями сильный охотится Каин,
И Авель сбирает маслины и мед,


Но воле не служат они патриаршей:
Пал младший, и в ужасе кроется старший.

И многое видит смущенный Адам:
Он тонет душою в распутстве и неге,
Он ищет спасенья в надежном ковчеге
И строится снова, суров и упрям,
Медлительный пахарь, и воин, и всадник…
Но Бог охраняет его виноградник.

На бурный поток наложил он узду,
Бессонною мыслью постиг равновесье,
Как ястреб врезается он в поднебесье,
У косной земли отнимает руду.
Покорны и тихи, хранят ему книги
Напевы поэтов и тайны религий.

И в ночь волхвований на пышные мхи
К нему для объятий нисходят сильфиды,
К услугам его, отомщать за обиды —
И звездные духи, и духи стихий,
И к солнечным скалам из грозной пучины
Влекут его челн голубые дельфины.

Он любит забавы опасной игры —
Искать в океанах безвестные страны,
Ступать безрассудно на волчьи поляны
И видеть равнину с высокой горы,
Где с узких тропинок срываются козы
И душные, красные клонятся розы.

Он любит и скрежет стального резца,
Дробящего глыбистый мрамор для статуй,
И девственный холод зари розоватой,
И нежный овал молодого лица, —
Когда на холсте под ударами кисти
Ложатся они и светлей, и лучистей.

Устанет и к небу возводит свой взор,
Слепой и кощунственный взор человека:
Там, Богом раскинут от века до века,
Мерцает над ним многозвездный шатер.
Святыми ночами, спокойный и строгий,
Он клонит колена и грезит о Боге.

Он новые мысли, как светлых гостей,
Всегда ожидает из розовой дали,
А с ними, как новые звезды, печали
Еще неизведанных дум и страстей,
Провалы в мечтаньях и ужас в искусстве,
Чтоб сердце болело от тяжких предчувствий.

И кроткая Ева, игрушка богов,
Когда-то ребенок, когда-то зарница,
Теперь для него молодая тигрица,
В зловещем мерцаньи ее жемчугов,
Предвестница бури, и крови, и страсти,
И радостей злобных, и хмурых несчастий.

Так золото манит и радует взгляд,
Но в золоте темные силы таятся,
Они управляют рукой святотатца
И в братские кубки вливают свой яд,
Не в силах насытить, смеются и мучат,
И стонам и крикам неистовым учат.

Он борется с нею. Коварный, как змей,
Ее он опутал сетями соблазна.
Вот Ева — блудница, лепечет бессвязно,
Вот Ева — святая, с печалью очей,
То лунная дева, то дева земная,
Но вечно и всюду чужая, чужая.

И он, наконец, беспредельно устал,
Устал и смеяться и плакать без цели;
Как лебеди, стаи веков пролетели,
Играли и пели, он их не слыхал;
Спокойный и строгий, на мраморных скалах,
Он молится Смерти, богине усталых:

«Узнай, Благодатная, волю мою:
На степи земные, на море земное,
На скорбное сердце мое заревое
Пролей смертоносную влагу свою.
Довольно бороться с безумьем и страхом.
Рожденный из праха, да буду я прахом!»

И, медленно рея багровым хвостом,
Помчалась к земле голубая комета.
И страшно Адаму, и больно от света,
И рвет ему мозг нескончаемый гром.
Вот огненный смерч перед ним закрутился,
Он дрогнул и крикнул… и вдруг пробудился.

Направо — сверкает и пенится Тигр,
Налево — зеленые воды Евфрата,
Долина серебряным блеском объята,
Тенистые отмели манят для игр,
И Ева кричит из весеннего сада:
«Ты спал и проснулся… Я рада, я рада!»

Описание произведения.

Темой поэмы «Сон Адама» является судьба человечества. Прародитель Адам видит пророческое сновидение об изгнании из рая и последующего существования людей на грешной земле. Текст написан четырёхстопным амфибрахием, создающим эффект неспешного эпического повествования. Произведение включает в себя восемнадцать строф, каждая из которых состоит из шести стихов с опоясывающей и параллельной рифмовкой. Структура строфы, возможно, связана с кольцевой композицией произведения и мотива зеркального отражения и тождества, поскольку Адам смотрит на человечество сквозь зеркало сна, воплощаясь в разных эпохах в облике не отдельного индивида, а человечества в целом.

Адам, устав «от плясок и песен» засыпает «у древа познанья» в раю. Его дух, «летящий над лугами», настигнут снами, которые Гумилёв наделяет эпитетом «зловещие». Прародителю снится роковой момент человеческой истории: ангел с «пылающим мечом» прогоняет из рая Адама и Еву «в суровую вьюгу» и оставляет их в одиночестве на враждебной земле, где «как звери, должны они строить жилище, / Пращой и дубиной искать себе пищи».

В этой «обители труда и болезни» начинается путь человечества. Еве предстояло, по словам Господа: «В болезни <…> рожать детей» (Быт. 3: 16). Адаму же пришлось с большим трудом вспахивать землю, чтобы добыть пропитание. Гумилёв кратко изображает новых людей, уже отлучённых от рая: «Вот новые люди... Очерчен их рот, / Их взоры не блещут, и смех их случаен». В мире начинает царствовать зло: Каин убивает Авеля.

В следующей строфе Адам переносится во время Ноя: «И многое видит смущённый Адам: / Он тонет душою в распутстве и неге, / Он ищет спасенье в надёжном ковчеге». С этой строфы начинается сплав личного и общечеловеческого – Адам воплощает собой всех тех, кто стремится к познанию и Божественному совершенству – созидателей. Человек-творец «налагает узду» на бурные потоки рек; «постигает равновесье» с помощью отвлечённых размышлений; ястребом «врезается он в поднебесье»; проникает в глубины земли, чтобы добыть руду; создаёт книги, хранящие для него «напевы поэтов и тайны религий». Созидатель покоряет не только пассивную материю, но и мир духов: «К нему для объятий нисходят сильфиды, / К услугам его, отомщать за обиды – / И звездные духи, и духи стихий...».

Жажда познания заставляет Человека отправиться на поиск «безвестных» стран. Однако пейзаж новых земель так же груб и враждебен. Гумилёв показывает это с помощью эпитетов: «волчьи» поляны, «узкие» тропинки в горах, с которых срываются козы, «душные» розы. Контраст этих образов с очерченным в первой строфе раздольем лугов Эдема создаёт впечатление, что цель открытий людей в том, чтобы вернуться в потерянное состояние райской гармонии.

С этим же намерением Адам обращается к искусству, создавая статуи и картины. Однако ни живопись, ни скульптура, не возвращает его в состояние совершенства, а приводит к усталости. Уставший Человек «слепым и кощунственным взглядом» смотрит в звездное небо, «клонит колена и грезит о боге». Новые мысли и озарения к Адаму приходят из «розовой дали», что в поэтике Гумилёва является образом рая. Однако, переходя границу Эдема, «светлые» мысли насыщаются «печалями» и «страстями», заставляющими сердце болеть «от тяжких предчувствий».

Даже невинная Ева в новом мире меняет свой облик, превращаясь из кроткой спутницы в «предвестницу бури, и крови, и страсти, и радостей злобных, и хмурых несчастий». Матерь человечества – прообраз всех земных женщин – таит в себе «темные силы» и является противоречивой соперницей мужчины: «Он борется с нею. Коварный, как змей, / Её он опутал сетями соблазна, / Вот Ева – блудница, лепечет бессвязно, / Вот Ева – святая, с печалью очей / То лунная дева, то дева земная, / Но вечно и всюду чужая, чужая».

Бесконечная усталость от противоречий внутри себя и вокруг, от бессмысленности стремлений к раю заставляет Адама молить о смерти: «Довольно бороться с безумьем и страхом / Рождённый из праха, да буду я прахом!». За этой мольбой следует картина конца земного бытия: «И медленном рея багровым хвостом, / Помчалась к земле голубая комета, <…> Вот огненный смерч перед ним закрутился, / Он дрогнул и крикнул… и вдруг пробудился».

Просыпается Адам снова в раю: «Направо – сверкает и пенится Тигр, / Налево – зеленые воды Евфрата, / Долина серебряным блеском объята, / Тенистые отмели манят для игр». Восклицания Евы: «Ты спал и проснулся... Я рада, я рада!», - напоминают на слова отца из притчи «О блудном сыне»: «Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк.15:24). Эта ассоциация не может быть случайной: Гумилёв тем самым определяет итог и смысл пути человечества – воскреснуть и оказаться снова в Эдемском саду.

Образ Адама в поэме является универсальным прототипом для героев Гумилёва – творцов, воинов, первооткрывателей, поэтов, которые отдали грубой земле свои созидающую мощь и любовь, но не забыли о первоначальном состоянии райской гармонии и, благодаря своим подвигам, показали, что достойны снова войти в Эдемский сад.

История создания.

Поэма «Сон Адама», написанная в 1909 году, впервые была опубликована в журнале «Аполлон» (1910 г.), а впоследствии вошла в поэтический сборник Николая Гумилёва «Жемчуга», посвящённый учителю поэта Валерию Брюсову. В этой книге поэт подводит итоги своего ученичества и пытается найти свой путь, выходящий за границы символизма.

По словам Ахматовой, источником вдохновения для Гумилёва при написании поэмы «Сон Адама» была поэзия Альфреда де Виньи. Но сюжет гумилёвского произведения – пророческий сон еще безгрешного Адама о грядущих познаниях и мучениях человечества, - скорее всего, навеян картиной Жюля Арсена Гарнье «Сон Адама». Однако некоторые мотивы поэмы восходят к фрагментам произведений Виньи. Например, зачин второй строфы произведения Гумилёва отчётливо перекликается со строками поэмы французского поэта «Париж», где говорится о пламенном мече, изгнавшем из рая прародителей и своим клинком распахавшем земной шар и засеявшем его войной и страданиями.

Другим важным примером является гумилёвский мотив «беспредельной усталости» Адама от тягот жизни. Он находит соответствие в поэме Альфреда де Виньи «Моисей», который так же, как гумилёвский герой, умоляет Высшую Силу даровать ему смерть.

Особо следует отметить образ Евы, который связан не только с поэтикой Виньи, но и с биографией самого Гумилёва. Исследователи отмечают, что в этом персонаже поэт отразил свои противоречивые отношения с Анной Ахматовой. Непостоянство девушки, череда согласий и отказов на предложения Гумилёва стать его женой, возможно, легли в основу изменчивого поведения Евы.

Поэма «Сон Адама» является важной вехой в творчестве Гумилёва, поскольку она стала почвой для создания нового оригинального направления в русской литературе – «акмеизма», который в обиходе его основателей имел еще одно название: «адамизм».

Отношение автора к вере.

Известный исследователь гумилёвской поэзии Ю. В. Зобнин писал: «Гумилев - человек православной сотериологической культуры. <…> Мир Гумилева предназначен, прежде всего, для того, чтобы в нем спасаться - собственно «жизнь» ожидает человека в другом мире».

Православная вера была важнейшей частью жизни Николая Гумилёва. Мать поэта любила проводить вечера за чтением Нового и Ветхого Завета и с удовольствием читала Священное писание своим сыновьям. Супруга старшего брата Гумилёва (Дмитрия) говорила о семье Гумилёвых следующее: «Дети воспитывались в строгих принципах православной религии. Мать часто заходила с ними в часовню поставить свечку, что нравилось Коле. С детства он был религиозным и таким же остался до конца своих дней, - глубоко верующим христианином. <…> Но по характеру он был скрытный и не любил об этом говорить».

Однако после революции поэт перестал скрывать свои православные убеждения, бунтуя против варварства большевиков. Современники не раз замечали, как Гумилёв, сняв шапку, крестился у храма, в тот же самый час, когда с церквей сбивали кресты.

Во время Первой мировой войны христианские темы начинали занимать всё большее место в творчестве Гумилёва. По словам Анны Ахматовой, основной темой поэтической книги «Колчан» (1916 г.), наполненной военными мотивами, являлось Православие. Именно на войне поэт осознаёт важные для себя нравственные истины: «Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждую ночь обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа. Только пост и бдение, даже если они невольные, пробуждают особые, дремавшие прежде силы».

Вершиной гумилёвской поэтической выразительности стала последняя книга «Огненный столп», в которой автор рассуждает о Боге, небе, земле, душе и слове. В нём Гумилёв выражает своё ощущение порочности и пустоты мира, забывшего о Творце.

В августе 1921 года, будучи уже под арестом, Николай Гумилёв просит привести ему Новый Завет и «Одиссею» Гомера – самые важные книги в жизни поэта-путешественника, стремящегося к спасению души.

Биография.

Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Детство будущего писателя проходило сначала в Царском селе, а затем в городе Тифлис. Первое стихотворение поэта было напечатано в 1902 году.

В 1903-ем Николай Степанович поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии. В этом же году писатель познакомился с будущей женой – Анной Горенко (Ахматовой). В 1905-м в жизни Гумилева произошло важное событие: был опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».

После окончания гимназии в 1906 году, Гумилев уезжает в Париж и поступает в Сорбонну. Пребывая во Франции, Николай Степанович пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус» (1907). В 1908 году выходит второй сборник писателя «Романтические цветы», посвященный Анне Ахматовой.

Николай Степанович возвращается в Россию, однако вскоре снова уезжает. Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.

В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, но после переводится на историко-филологический. Писатель принимает активное участие в создании журнала «Аполлон». В 1910 году вышел сборник «Жемчуга», получивший положительные отзывы В. Иванова, И. Анненского, В. Брюсова.

В апреле 1910 года Гумилев женился на Анне Ахматовой.

В 1911 году при участии Гумилева было создано поэтическое объединение «Цех поэтов», в который входили О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения «акмеизм». Вскоре был создан журнал «Гиперборей» и выходит сборник Гумилева «Чужое небо». В 1913 году писатель снова отправляется на Восток.

С началом Первой мировой войны Гумилев добровольно идет на фронт, за храбрость награждается двумя Георгиевскими крестами.

В 1918 году Гумилев возвращается в Россию. В августе этого же года писатель разводится с Ахматовой.

В 1919 – 1920 годах поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподает, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт, дочери Н. Энгельгарда. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.

В августе 1921 года Николая Гумилева арестовали по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен приговор – расстрел, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения Гумилева Николая Степановича неизвестны.

Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

FB2

EPUB

  • От плясок и песен усталый Адам.

    Заснул, неразумный, у Древа Познанья.

    Над ним ослепительных звезд трепетанья,

    Лиловые тени скользят по лугам,

    И дух его сонный летит над лугами,

    Внезапно настигнут зловещими снами.

    Он видит пылающий ангельский меч,

    Что жалит нещадно его и подругу

    И гонит из рая в суровую вьюгу,

    Где нечем прикрыть им ни бедер, ни плеч…

    Как звери, должны они строить жилище,

    Пращой и дубиной искать себе пищи.

    Обитель труда и болезней… Но здесь

    Впервые постиг он с подругой единство.

    Подруге — блаженство и боль материнства,

    И заступ — ему, чтобы вскапывать весь.

    Служеньем Иному прекрасны и грубы,

    Нахмурены брови и стиснуты губы.

    Вот новые люди… Очерчен их рот,

    Их взоры не блещут, и смех их случаен.

    За вепрями сильный охотится Каин,

    И Авель сбирает маслины и мед,

    Но воле не служат они патриаршей:

    Пал младший, и в ужасе кроется старший.

    И многое видит смущенный Адам:

    Он тонет душою в распутстве и неге,

    Он ищет спасенья в надежном ковчеге

    И строится снова, суров и упрям,

    Медлительный пахарь, и воин, и всадник…

    Но Бог охраняет его виноградник.

    На бурный поток наложил он узду,

    Бессонною мыслью постиг равновесье,

    Как ястреб врезается он в поднебесье,

    У косной земли отнимает руду.

    Покорны и тихи, хранят ему книги

    Напевы поэтов и тайны религий.

    И в ночь волхвований на пышные мхи

    К нему для объятий нисходят сильфиды,

    К услугам его, отомщать за обиды —

    И звездные духи, и духи стихий,

    И к солнечным скалам из грозной пучины

    Влекут его челн голубые дельфины.

    Он любит забавы опасной игры —

    Искать в океанах безвестные страны,

    Ступать безрассудно на волчьи поляны

    И видеть равнину с высокой горы,

    Где с узких тропинок срываются козы

    И душные, красные клонятся розы.

    Он любит и скрежет стального резца,

    Дробящего глыбистый мрамор для статуй,

    И девственный холод зари розоватой,

    И нежный овал молодого лица, —

    Когда на холсте под ударами кисти

    Ложатся они и светлей, и лучистей.

    Устанет и к небу возводит свой взор,

    Слепой и кощунственный взор человека:

    Там, Богом раскинут от века до века,

    Мерцает над ним многозвездный шатер.

    Святыми ночами, спокойный и строгий,

    Он клонит колена и грезит о Боге.

    Он новые мысли, как светлых гостей,

    Всегда ожидает из розовой дали,

    А с ними, как новые звезды, печали

    Еще неизведанных дум и страстей,

    Провалы в мечтаньях и ужас в искусстве,

    Чтоб сердце болело от тяжких предчувствий.

    И кроткая Ева, игрушка богов,

    Когда-то ребенок, когда-то зарница,

    Теперь для него молодая тигрица,

    В зловещем мерцаньи ее жемчугов,

    Предвестница бури, и крови, и страсти,

    И радостей злобных, и хмурых несчастий.

    Так золото манит и радует взгляд,

    Но в золоте темные силы таятся,

    Они управляют рукой святотатца

    И в братские кубки вливают свой яд,

    Не в силах насытить, смеются и мучат,

    И стонам и крикам неистовым учат.

    Он борется с нею. Коварный, как змей,

    Ее он опутал сетями соблазна.

    Вот Ева — блудница, лепечет бессвязно,

    Вот Ева — святая, с печалью очей,

    То лунная дева, то дева земная,

    Но вечно и всюду чужая, чужая.

    И он, наконец, беспредельно устал,

    Устал и смеяться и плакать без цели;

    Как лебеди, стаи веков пролетели,

    Играли и пели, он их не слыхал;

    Спокойный и строгий, на мраморных скалах,

    Он молится Смерти, богине усталых:

    «Узнай, Благодатная, волю мою:

    На степи земные, на море земное,

    На скорбное сердце мое заревое

    Пролей смертоносную влагу свою.

    Довольно бороться с безумьем и страхом.

    Рожденный из праха, да буду я прахом!»

    И, медленно рея багровым хвостом,

    Помчалась к земле голубая комета.

    И страшно Адаму, и больно от света,

    И рвет ему мозг нескончаемый гром.

    Вот огненный смерч перед ним закрутился,

    Он дрогнул и крикнул… и вдруг пробудили

    Направо — сверкает и пенится Тигр,

    Налево — зеленые воды Евфрата,

    Долина серебряным блеском объята,

    Тенистые отмели манят для игр,

    И Ева кричит из весеннего сада:

    «Ты спал и проснулся… Я рада, я рада!».

Оставить комментарий