Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Спасский собор Андроникова монастыря является характерным памятником московского белокаменного храмового строительства конца XIV — первой трети XV веков. Он имеет классическую крестово-купольную структуру. Основное пространство разделяют четыре квадратных столпа, выделяющих центральную зону храма, увенчанную световым барабаном со световым куполом, создающим верхнее освещение центральной части собора.
В центральной части собора, опорные арки, опирающиеся на столпы и поддерживающие световой барабан, пирамидально повышаются к центру. Это хорошо видно снаружи собора в подъеме наружных арок-закомар под центральным барабаном.
Главная особенность архитектурной композиции Спасского собора заключается в резком понижении высоты угловых частей храма. Барабан под центральной главой резко устремлен вверх, основная часть поднята на высокий нижний ярус подклета (цоколя), центральные прясла фасадов выразительно подчеркивают порталы с килевидными завершениями.
По мнению одного из самых известных исследователей древнерусской архитектуры М.А.Ильина, главный собор Андроникова монастыря стал одним из важнейших предшественников русских шатровых храмов, тип которых сложился лишь через 100 лет после строительства Спасского собора.
В 1691 году, на средства первой жены Петра I, Евдокии Лопухиной, в Спасо-Андрониковом монастыре был выстроен грандиозный Трапезный комплекс с трехъярусным храмом. В нижнем ярусе была устроена усыпальница Лопухиных с поминальным храмом. В среднем ярусе был сделан храм в честь Архистратига Михаила. В верхнем ярусе устроили храм памяти основателя Спасо-Андроникова монастыря, св. Митрополита Алексия.
Спасо-Андроников монастырь был закрыт в 1918 году.
В 1928 году строения монастыря были переданы соседнему заводу «Серп и Молот», часть строений использовались под общежитие завода.
В это время особое внимание исследователей привлек Спасский собор Андроникова монастыря, уже в 1920-е годы началось его планомерное изучение, в котором, на протяжении всего ХХ века, участвовали, едва ли не все, ведущие реставраторы и историки архитектуры Москвы: А.И.Некрасов, П.П.Максимов, П.Д.Барановский, И.Э.Грабарь, Б.Огнев, Б.Б.Альтшулер, Н.Н.Воронин, М.А.Ильин и др. известные исследователи.
В 1947 году, в период празднования 800-летия Москвы, ведущие деятели советской культуры обратились к Совету министров СССР с предложением создать в Спасо-Андроникове монастыре Музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Инициатива получила поддержку Правительства СССР, но Музей им. Андрея Рублева был открыт только в 1960 году: здания требовали серьезной реставрации. В дальнейшем, к музею Андрея Рублева и Центральным научно-производственным мастерским отошли все строения Спасо-Андроникова монастыря.
В 1989 году в Спасском соборе Андроникова монастыря возобновились богослужения.
История создания.
Спасо-Андроников монастырь в Москве - единственный монастырь столицы, сохранивший свою древнейшую святыню, собор в честь Спаса Нерукотворного Чудотворного Образа конца XIV века.
Учреждение Спасо-Андроникова монастыря в 1357 году стало одним из самых ярких событий середины XIV века, эпохи превращения Москвы в Столицу Русского государства. Монастырь был основан по обету одного из самых почитаемых деятелей истории Русской Православной церкви, Святителя Митрополита Московского и Киевского Алексия (ок. 1304 — 1378).
Митрополит Алексий (в миру Елевферий, варианты - Алфер или Олфер) был сыном черниговского боярина Федора Бяконта, перешедшего на службу к московскому великому князю Ивану Калите. В Москве юный Елевферий стал ближайшим воспитанником Митрополита Феогноста и принял иноческий постриг под именем Алексия. После кончины Феогноста, Алексий был в 1352 году поставлен в Константинополе Митрополитом Московским и Всея Руси, с включением в состав Митрополии части юго-западных земель с Киевом.
В Константинополе Алексий принял учение об исихии - «умной (или искренней) молитве». Впоследствии, одним из самых ревностных сторонников учения исихии стал Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец, развивавший его в своем учении о почитании Божественной Единой Троицы.
Начало митрополичьего служения Алексия совпало с чередой эпидемий, в результате которых во главе Московского княжеского дома остались два малолетних отрока, воспитателем и опекуном которых стал Святитель. Это были князь Московский Димитрий Иванович (наследник второго сына Ивана Калиты, Ивана Красного) и князь Боровский и Серпуховской Владимир Андреевич (наследник младшего сына Ивана Калиты, Андрея Боровского) — будущие герои Куликовской битвы.
До своей смерти в 1378 году, Митрополит Алексий был фактическим соправителем Московского княжества, обеспечивая его рост и укрепление. Под руководством Митрополита Алексия в 1366 году в Москве был построен первый каменный (белокаменный) Кремль, смененный, в конце XV века, на современный, кирпичный.
Уже при жизни, Святитель Алексий прославился свершением чудес, самым значительным из которых стало исцеление в Золотой Орде ханши Тайдулы. В благодарность за это исцеление, Святитель получил двор ханских баскаков в Московском Кремле, на месте которого устроил монастырь в честь Чуда Архистратига Архангела Михаила в Хонях (Чудов монастырь, разрушен в 1929 году).
Почитание Святителя Алексия началось практически сразу после его смерти. Об этом свидетельствует шитый воздух (пелена) вдовы старшего сына Ивана Калиты, Симеона Гордого, Марии, с изображением Спаса Нерукотворного с предстоящими, среди которых Митрополит Владимирский Максим и Митрополиты Московские Петр, Феогност и Алексий. В 1438 году, в Чудовом монастыре были обретены мощи Святителя Алексия, в 1448 году Митрополит Иона установил праздник, в честь этого обретения, 2 июня (20 мая ст. стиль). Начиная с похода на Новгород Московского великого князя Ивана III, установился обычай свершения молитвы русских правителей у гробницы Митрополита Алексия перед походами.
Одним из самых знаменитых прижизненных чудес Митрополита Алексия, стало его спасение во время плавания на корабле в Константинополь. В честь этого спасения и был основан Спасо-Андроников монастырь. Во время плаванья в Константинополь, в 1354 году, Святитель Алексий попал в бурю. Он обратился к Господу Спасителю Иисусу Христу с мольбой о спасении, дав Господу обет, по возвращении в Москву, основать монастырь. Во время молитвы над кораблем, по одной из версий, возник Чудотворный Образ Спаса Нерукотворного. Буря мгновенно улеглась, а корабль благополучно пристал к берегу. По другой версии, буря вокруг корабля с Митрополитом Алексием случилась накануне Празднования Спаса Нерукотворного, а улеглась в самый день Праздника. Вернувшись в Москву, в 1357 году, Митрополит Алексий учредил монастырь, куда поставил икону, образ которой был явлен ему на корабле.
После закрытия монастыря, Чудотворный образ был передан в Новодевичий монастырь, в котором сохраняется и поныне (к сожалению, первоначальное изображение иконы пока закрыто записями XIX века).
Основывая монастырь, Митрополит Алексий обратился к основателю и устроителю Троицкого монастыря, Сергию Радонежскому Чудотворцу с просьбой направить на служение в новый монастырь своих учеников. Просьба была исполнена. Первым игуменом монастыря стал один из самых близких учеников Преподобного Сергия, Андроник. Впоследствии, Спасский монастырь получил и его имя.
При учреждении нового монастыря и выборе места для него, Митрополит обратил внимание на берег притока Яузы. Это место напомнило Митрополиту вид бухты Золотой Рог, в которой его корабль нашел пристанище, после прекращения бури, в 1354 году. В память о месте своего спасения, Митрополит назвал приток Золотой Рог, а на берегу его устроил монастырь. Сейчас об этом ручье напоминают Золоторожские улицы на левом, по течению, берегу Яузы.
Явленный Митрополиту Алексию при спасении, Чудотворный образ Спаса Нерукотворного был напоминанием об одной из величайших святынь всего христианского мира, ставшей воплощением одного из нерукотворных чудес Господа Спасителя Иисуса Христа.
Спас Нерукотворный — изображение лика Господа Спасителя, оригинал которого возник по Божьему провидению без участия рук человеческих. Основу изображения составляет лик Господа Спасителя на фоне плата (убруса). Существуют две версии церковного предания о происхождении данного изображения. По старейшей версии, к Господу Спасителю обратился неизлечимо больной царь Эдессы, Авгарь, с просьбой о том, чтобы Господь Спаситель разрешил сделать его изображение. Авгарь хотели получить возможность молиться перед этим изображением о выздоровлении. Господь Спаситель дал согласие, но приехавший художник не смог запечатлеть лика Господа Спасителя. Тогда Господь Спаситель омыл свой Святой лик, отер его платком (платом — убрусом), и лик запечатлелся на этом убрусе. Господь передал плат посланцам Авгаря, и тот хранил его, как величайшую святыню. Еще в период нахождения плата Авгаря в Эдессе, произошло утверждение почитания Спаса Нерукотворного Чудотворного образа на VII Вселенском соборе в 787 году, завершившего спор иконоборцев и иконопочитателей.
В 1204 году, во время IV Крестового похода и захвата Константинополя крестоносцами, Спас Нерукотворный Чудотворный образ попал к крестоносцам. После IV Крестового похода сведения об оригинале Спаса Нерукотворного из Константинополя исчезают. После IV Крестового похода, также получила распространение легенда о том, что плат с Нерукотворным ликом Господа Спасителя принадлежал благочестивой иудейке Веронике, подавшей плат Господу Спасителю во время Страстного Крестного восхождения Господа на гору Голгофу. Плат Вероники хранился в Константинополе, но был захвачен во время IV Крестового похода. В настоящее время Плат Вероники хранится в Соборе св. Апостола Петра в Риме.
Обе версии имеют свои существенные особенности. Эдесский вариант включает изображение бороды на Лике Господа Спасителя «клином», архаический русскоязычный вариант «Спас Мокрая борода». Вариант, получивший распространение после IV Крестового похода, включает изображение Господа Спасителя с терновым венцом.
Благодаря покровительству Митрополита Алексия и Преподобного Сергия, Спасо-Андроников монастырь очень быстро стал одним из самых значительных духовных, интеллектуальных и художественных центров Москвы. Монастырь имел свои книжные и иконописные мастерские и являлся одним из главных центров православного просвещения. Именно здесь, в иконописной мастерской работал прославленный ученик Преподобного Сергия Радонежского, Преподобный Андрей (Рублев). Монастырь имел собственные контакты с православными центрами Византии и Болгарии. Рукописная библиотека Спасо-Андроникова монастыря содержала самое полное собрание трудов известного православного философа Максима Грека.
Спасо-Андроников монастырь всегда пользовался особым вниманием правителей Русского государства. В 1653 году именно сюда был отправлен «на исправление» основатель старообрядчества протопоп Аввакум.
Автор текста: Сергеев Сергей Васильевич.