yandex

Снятие пятой печати - Эль Греко

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Снятие пятой печати
Снятие пятой печати
Автор: Эль Греко
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Произведение: Снятие пятой печати
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Маньеризм
Дата создания: 1608 - 1614 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Сюжет таинственной картины Эль Греко обращает зрителя к шестой главе «Откровения Иоанна Богослова», описывающей видения апостола Иоанна во время снятия Агнцем пятой печати: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты как и они, дополнят число». (Откр.6:9-11).

Картина изображает момент открытия пятой печати, когда Иоанн узрел души мучеников, взывающих к Всевышнему о возмездии своим мучителям. На полотне доминирует экзальтированная фигура Иоанна, вздевающего руки к небесам; за ним видны терзающиеся обнажённые души, фоном для которых служит зелёная драпировка.Ангелы приносят им с небес одежды Спасения.В верхней части, предположительно, находился алтарь и Агнец.Эль Греко настолько «сильно» изобразил происходящее, что, кажется, можно услышать стенания мечущихся душ страстотерпцев.

История создания.

Кроме популярных библейских сюжетов, Эль Греко писал и достаточно редкие сцены. Одной из таких, редко припоминаемых живописцами тем, является «Снятие пятой печати».

Картина была написана для придела церкви Госпиталя Иоанна Крестителя рядом с Толедо. Она, предположительно, являлась частью триптиха, две другие части которого изображали «Благовещение» (ныне в Центральном госпитале, Мадрид) и «Крещение» (ныне в церкви Иоанна Крестителя, Толедо). В инвентории его мастерской, составленной в 1614 году после его смерти, картина фигурирует как «Святой Иоанн Евангелист видит тайны Апокалипсиса». Сегодня некоторые исследователи считают, что до нас дошла только нижняя часть оригинального полотна, а в утраченной верхней части, предположительно, были изображены Иисус (Агнец Божий) и какое-то символическое обозначение четырёх предыдущих взломанных печатей.

Выбор столь страшного сюжета был вполне объясним для живописца - Эль Греко увядал, и мысли о смерти стали посещать его всё чаще. В стилевом плане Эль Греко отошёл от своей традиционной манеры – на полотне много изломанных линий, искажённых элементов, все фигуры неестественно вытянуты и деформированы. Но именно этот авторский «ход» привносит в данный сюжет эмоциональность, динамичность и ирреальность происходящего. Краски словно светятся изнутри, и зритель погружается в пророческое видение. Снятие пятой печати – молитва святых мучеников у престола Божия об ускорении кончины мира и наступлении Страшного Суда. Молитва праведников объясняется желанием ускорения торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном Суде и сделать их причастниками вечного блаженства.

Современники не приняли картину стареющего мастера – от канонов религиозной живописи она была бесконечно далека, да и для светского творчества весьма непривычна. Однако мастера XX века уже иначе относились к полотну – общество «созрело» для понимания полотен великого мастера.

Отношение автора к вере.

Вся жизнь Эль Греко - это путь глубоко верующего христианина, остро ощущающего связь своего таланта с Богом. Проповедь Евангелия живописец считал своей неотъемлемой миссией, потому так живо и ярко воплощал божественное слово в красках.

К первым учителям художника относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский. До конца своей жизни Эль Греко сохранял верность тем основам, которые были в него заложены на Крите - особое ощущение света и пространства, особый символизм, который присутствовал в иконографическом искусстве того времени.

Со временем талант живописца новаторски раскрывается в особом, ни на кого не похожем ключе. Эль Греко начинает сознательно искажать анатомические пропорции человеческого тела, стараясь оторвать их от земли и от всего материального, что усиливает эффект устремленности в небеса, создавая непомерно вытянутые, узкие вертикальные композиции с низким горизонтом. «Им руководил больше дух, нежели глаз, и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. По свидетельствам Джулио Кловио, Эль Греко часто можно было застать сидящим в темной комнате. Художник считал, что темнота больше способствует размышлениям, а дневной свет, напротив, мешает увидеть свет внутренний.

Биография.

Доменико Теотокопули - настоящее имя художника, псевдоним — Эль Греко, с испанского переводится, как «грек», что связано с его местом рождения. Живописец родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит, в зажиточной семье. В возрасте 20 лет он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана. Именно здесь он осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода — картина «Чудо исцеления Христом слепого».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля — мягкие контуры и экзальтация в мимике.

В Рим художник переехал в 1570 году, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию. Позднее Эль Греко переехал в Мадрид, где стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он переехал в Толедо, где обрел успех и написал свои основные шедевры - «Погребение графа Оргаса» (1588). В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры людей искажаются и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Эль Греко обращается к радостным сюжетам Спасения. Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года. Лишь спустя время после смерти, он получил признание и статус мастера.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.



Оставить комментарий