Скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский) -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский)
Скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский)
Местонахождение: мыс Популинниеми Скитского острова Валаамского архипелага
Название: Скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский)
Жанр: Архитектура
Год создания: 1917 г.
Эпизод в Библии:

Описание.

Храм Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1917 году. И стал последним построенным храмом в стране, перед крушением Российской империи. Построен он был по чертежам Великого князя Петра Николаевича Романова, брата Верховного Главнокомандующего Российской армией в 1914-1915 годах, Великого князя Николая Николаевича. Храм строился в стиле древних псковских и новгородских храмов - его венчали две шлемовидные главы. Рядом с храмом была выстроена деревянная часовня.

Архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) (с 1943 - Патриарх Московский и всея Руси) 24 июня 1917 года освятил часовню во имя Смоленской иконы Божией Матери, так как икона Валаамской Божией Матери еще не была прославлена церковью.

До 1940 года (до самого начала советско-финской войны) в Смоленском скиту, по завету Великого князя Николая Николаевича, совершалось поминовение русских воинов, погибших в Первую Мировую войну. Как писал один из валаамских монахов: «Князь Николай, храм жертвою своею основал, чтоб воинов, рать мертвую, в нем старец поминал. С тех пор творит моление здесь духовник Ефрем, прося упокоения у Бога павшим всем».

В Советское время храм был очень сильно разрушен. О его восстановлении заговорили в 1992 году, когда были найдены старинные чертежи. Вновь освящен храм был Великим архиерейским чином 16 сентября 2007 года, Патриархом Алексием II.

Стены храма, помимо батальных сцен, стали украшать уникальные росписи, выполненные братией монастыря. На росписях изображены воины, сражавшиеся за веру и отечество не только на русской земле, но и за ее пределами.

Над алтарем изображена Матерь Божия с младенцем Христом на руках. К ней, с обеих сторон, движутся изображенные на стенах воины, предводителем которых является небесный воевода Архангел Михаил. С одной стороны, изображены греческие воины: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Андрей Стратилат, а над ними святой Константин Великий - защитник христианства в Риме. С другой стороны - русское воинство под командованием святого благоверного князя Александра Невского, за ним следует князь Владимир, крестивший Русь и считающийся одним из покровителей воинства, князь Игорь, Вещий Олег и Димитрий Донской. От Пресвятой Богородицы летят к воинству ангелы Божии, раздающие небесные венцы.

Все иконы храма также написаны иконописцами монастыря в византийском стиле. Специально для храма написаны иконы покровителей тех, кто потрудился во славу Божию для восстановления Смоленского скита: это образ святителя Николая Мирликийского - покровителя Николая Николаевича Романова, и изображение Ефрема Сирина - покровителя отца Ефрема Хробостова. Патриарх Алексий II подарил скиту икону Смоленской Божией Матери. Икона всегда лежит на аналое в храме. Освящая храм, Патриарх рассказал, что последний раз посещал Валаам и Смоленский скит в 1930 году, во время паломничества с родителями.

Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери стал храмом-памятником воинской доблести. На его иконостасе написаны слова из Евангелия: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

История создания.

В 1914-1917 годах, на полуострове Бобылек, по инициативе Верховного главнокомандующего Русской армией Великого князя Николая Николаевича был построен Смоленский скит с храмом-памятником солдатам и офицерам, погибшим в Первую мировую войну.

«Ежедневно по несколько раз мысленно переношусь на святой Валаам, где сердце мое чувствует, что ежедневно возносятся молитвы, и какие дивные молитвы – о даровании нам победы. Не откажите продолжать ваши святые молитвы о даровании победы, победы славной и окончательной…», - писал в своих воспоминаниях Великий князь Николай Николаевич.

На скиту жил единственный насельник — иеросхимонах Ефрем (Хробостов) (1871-1947), который в 12 лет тайком от родителей пришел на Валаам и упросил игумена оставить его в числе братии. После 12 лет послушания, он принимает постриг и через 4 года — священный сан. Во время службы на Московском подворье, он был приглашен в качестве духовника к главнокомандующему Русской армии, Великому князю Николаю Николаевичу. В конце июня 1914 года Великий князь с семьей, в сопровождении отца Георгия, побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа, впоследствии - патриарха Сергия, и выразил желание устроить на Смоленском перешейке Скитского острова новый скит. Отец Георгий не оставил благой мысли великого князя. Он поселился в скиту и совершал ежедневно с 5 утра уставные службы, поминал погибших в Великую войну героев. В 1919 году он принял великую схиму.

Сохранилось описание и воспоминание паломников, как в своей скромной келье он с радостью принимал богомольцев, тайно постриг свою духовную дочь, фрейлину императрицы Анну Вырубову. Памятуя о смерти, он спал в гробу и ископал для себя могилу. Но Господь судил ему умереть вдали от родного Валаама, в эвакуации в Финляндии. «…Мы видели молитву схимника, чудо веры и слез…И, может быть, в первый раз мы осознали так ясно бедность своей души… Как будто дверь из темницы открылась, но привыкшая к мраку душа еще не в силах выйти на свет… Мы выходим в молчании из храма. Через несколько дней вернемся назад, в мир клокочущий и суетный, а отец Ефрем останется в своем тихом уединении будить другие дремлющие души», - писали паломники.

Церковь Смоленского скита была порушена в середине 1960-х годов, на кирпич для ремонта печей мирского населения острова. Утрачены были также два деревянных келейных корпуса и пристань.

Сейчас на Смоленском скиту монахи живут по строгому монастырскому уставу, в основе которого лежит афонский устав. Жизнь монахов сокрыта от глаз постороннего, все устроена так, чтобы монахи больше времени могли уделить молитвенным подвигам, а в пятницу в скиту день безмолвия - все мысли братии устремлены только на общение со Спасителем.

На скиту Всех Святых ведется кропотливая работа по восстановлению синодика, составленного в прошлом веке святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским исп. (+1962). Под руководством схиигумена Серафима (Покровского), труд владыки Афанасия переводится в удобный вариант для последующего поминовения всего сонма праведников, подвижников благочестия, государственных и церковных деятелей, послуживших на благо России и Святой Православной Веры. В синодик внесено 3001 имя подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с IX по ХХ век, расписанных по дням памяти, особым поминальным дням и по хронологии. Это еще и список исчезнувших и поруганных монастырей, скитов и пустынь, за насельников которых уже некому молиться. Исчезли все данные и утрачена связь поколений, некому продолжать поминовение, которое иногда продолжалось веками, например, «монахи Игнатий, Савватий, Киприан - иноки Толгского монастыря, убиенные поляками в 1612 году».

В 1588 году царь Иоанн Васильевич (Грозный), чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения лиц, пострадавших в годы его правления. В синодике нашего монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, сохранились документы и собраны факты только по восьми новомученикам.

Летопись воинской славы.

Николай Николаевич Романов Младший (1856 - 1929) – старший сын Великого князя Николая Николаевича Старшего был участником Русско-турецкой войны (1877 - 1878), командующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа (1905 - 1915). Будучи Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи в начале Первой мировой войны, Великий князь Николай Николаевич видел множество убиенных на полях сражений. Чтобы поминать погибших, он решил устроить на Валааме новый скит. По замыслу Великого князя, 12 схимников этого скита должны были неустанно читать Псалтирь с поминовением воинов, павших за Веру, Царя и Отечество. В декабре 1914 года князь пожертвовал на нужды обители тысячу рублей с условием того, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты с него были употребляемы на вечное возжжение лампады перед образом Пресвятой Богородицы «Валаамская».

День памяти воинов, погибших в Первой мировой войне – памятная дата, которая с 2013 года отмечается в нашей стране 1 августа. За время войны, с обеих сторон погибло около 10 миллионов человек, раненых – около 19 миллионов, пропавших без вести воинов – почти 8 миллионов. Россия потеряла 600 тысяч солдат на фронтах Первой мировой.

Отныне в Смоленском скиту, как и во времена иеросхимонаха Ефрема, будет постоянно совершаться молитва за русское воинство, за всех, отдавших свои жизни за други своя в Великую Отечественную войну, во время войны в Афганистане, в различных «горячих точках», - сказал Святейший Патриарх Кирилл. В скиту имеется Книга памяти «Блокада. 1941 - 1944. Ленинград» с именами погибших и состоящая из 35 томов.

До 2014 года архиву Валаамского монастыря удалось восстановить примерно 700 имен почивших подвижников. И вот теперь, в архивах Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) были найдены еще 170 имен валаамской братии. «Мы ведем синодики. Богомольцы приходят, оставляют записки, в которых пишут имена своих прадедушек, дедушек, воевавших и погибших в Великую Отечественную войну, репрессированных, погибших в Афганскую и Чеченские войны, в Дагестане. Много присылают поминовений из Донбасса и Сирии», - говорит иеромонах Давид (Легейда), скитоначальник Смоленского скита. Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий считает очень важным восстановить все синодики и поминать тех воинов, которые погибли во время Первой мировой войны, Великой Отечественной войны и в других военных конфликтах.

Составитель текста: Наталья Сергеева.

Оставить комментарий