Сикстинская мадонна - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сикстинская мадонна
Сикстинская мадонна
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Галерея старых мастеров, Дрезден
Произведение: Сикстинская мадонна
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: итальянское Возрождение XVI в.
Дата создания: ок. 1513 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Распахивается занавес – и в открывшемся пространстве перед зрителем предстаёт Мадонна, осторожно ступая босыми ногами по облакам. «Ни в одной другой итальянской картине нет так много белого на переднем плане». Мария идёт по клубящемуся снежно-белому облаку – метафоре её чистоты и возвышенности духа - и бережно несёт на руках своего божественного Сына. Серьёзный и задумчивый взгляд Иисуса, по контрасту с простодушными ангелочками у нижнего края полотна, выявляет недетский склад Его души. А облик Мадонны поражает нас чувством покорности воле Божьей. Это почти «отчаяние перед божественной волей Христа, воспрепятствовать которой она не в силах». Земная твердь, на которую опираются коленопреклоненные св. Сикст и св. Варвара, также скрыта пеленой облаков – святые утопают в ней, точно в мягком снегу.

Вся композиция представляет собой сцену святого собеседования (sacra conversazione), популярную ещё со времён древнехристианского искусства. Богоматерь и всё сообщество святых помещены в некое идеальное пространство. Пластическая объемность фигур «приглушена по сравнению с их силуэтным воздействием, также и трактовка одеяний устраняет всякое ощущение весомости». Преобладают вертикали, но это не спокойные, а динамичные линии – словно дуновение ветра привело в движение одежды персонажей. Упругий ритм придает им ощущение лёгкого парения. Перед нами нисхождение сверхъестественного присутствия, запечатленное, однако, почти чувственно и осязаемо. Традиционная пирамидальная композиция картины хотя и соотнесена со зрителем, но независима и замкнута в себе самой, во многом благодаря колористическим сочетаниям и общей гармонической уравновешенности всех силуэтных контуров. И это равновесие не только плод усилий гения, но и особый его триумф, высшее нисхождение божественного вдохновения.

История создания

Происхождение этого алтарного образа покрыто тайной: не сохранилось ни относящихся к нему документов, ни подготовительных рисунков мастера; даже авторство его периодически ставилось под сомнение. Может быть, картина написана Рафаэлем по заказу папы Юлия II в качестве подарка для церкви Сан Систо в Пьяченце после включения её в папский патримоний.

Не исключено, что «Сикстинская Мадонна» была заказана по случаю торжественного погребения Юлия II. По образцу скульптурных надгробий того времени Мадонна как бы появлялась из ниши, из-за распахнутой завесы (именно поэтому изображён занавес в верхней части полотна). «Коричневая полоса внизу, на которую опираются путти – это крышка гроба. Подобно короне монарха, сбоку на ней стоит папская тиара, увенчанная жёлудем (символ рода делла Ровере, из которого происходил папа)». Это единственная алтарная картина, написанная Рафаэлем на холсте. Таким образом, «она предстаёт как временное замещение памятника, который наследники Папы в конце концов заказали Микеланджело». После похорон Юлия II ни одна римская церковь не могла приобрести картину, ибо нельзя было помещать над алтарем изображения, использованные в погребальном ритуале, поэтому полотно и оказалось в далёком бенедиктинском монастыре.

Известной картина стала с середины XVIII в., когда саксонский курфюрст Август III после двух лет непростых переговоров приобрёл её для Дрезденской картинной галереи, где она затмила собой другие шедевры.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), и, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе как с эпитетом «божественный». Дж. Вазари писал о нём: «…все люди, являющиеся обладателями столь ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, - это не просто люди, но (…) смертные боги». Рафаэля боготворили Ж. О. Д. Энгр и Н. Пуссен, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, который отмечал, что его картины обладают «прелестью небесной кисти».

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий