Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Центральная часть картины состоит из четырёх концентрических кругов, символизирующих Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг состоит из лучей, похожих на солнечные и символизирующих славу Божию. Четвертый, самый широкий круг, поделён на сектора, в которых через узнаваемые жизненные сюжеты, художник изобразил семь смертных грехов, которыми поврежден человек. Под изображением каждого дано его латинское название: чревоугодие, уныние, похоть, гордыня, гнев, зависть, алчность. В «Чревоугодии» тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну, в то время как его компаньон жадно опустошает кувшин. В «Унынии» изображён некто, сладко дремлющий у камелька, которого упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках, призывая к молитве и трезвению. Но призыв её тщетен. «Похоть» олицетворяют две влюблённые пары, наслаждающиеся под розовым тентом, два шута развлекают их. Дама, любующаяся своим отражением, это «Гордыня», а чтобы не было сомнения, зеркало держит перед ней дьявол в чепце горничной. Двое дерущихся мужчин у дверей таверны и женщина, пытающихся их разнять, символизируют «Гнев». «Зависть» иллюстрирует такая узнаваемая бытовая сценка: пожилая пара в дверях завистливо смотрит на франтоватого богача с ручным ястребом на руке. Их дочь флиртует с мужчиной через окно, но её взор направлен не на собеседника, а на его увесистый кошелёк на поясе. Здесь же дерущиеся собаки намекают на фламандскую пословицу: «Две собаки и только одна кость, нет согласия». В секторе «Алчность» продажный судья притворяется, что сочувственно слушает дело, представленное одной стороной, и незаметно принимает взятку от другой стороны.
Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия в человеческой жизни. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и, таким образом, сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, рай и ад. Картину завершают начертанные на развевающихся свитках слова библейского текста: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор.32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор.32:20).
История создания.
Предположительно, эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Впрочем, у некоторых современных искусствоведов бытует мнение, что, хотя картина и принадлежит мастерской Иеронима Босха, но рукой самого автора изображены лишь Алчность и Зависть. Первоначально произведение должно было послужить столешницей или навершием для крестильной чаши. И рассматривать грехи следовало, обходя ее по кругу. Тондо по углам и надписи на свитках предположительно добавлены позже, придавая ей направление. Впрочем, ни столешницей, ни навершием картина никогда не служила. Когда, вместе с другими произведениями Босха, картина «Семь смертных грехов» попала в Испанию, король Филипп II, большой поклонник художника, распорядился повесить её в своей спальне в Эскориале. Разглядывание босховских грешников помогало Филиппу осознавать собственные грехи и готовиться к таинству исповеди.
Отношение автора к вере.
Гениальный художник родился и вырос в христианской среде. Был членом братства, занимавшегося просвещением и благотворительностью, писал непревзойденные картины, исключительно на религиозную тему. Все этапы его жизни, все плоды творческих трудов свидетельствуют о Иерониме Босхе как о благочестивом христианине, ревностном католике.
Творчество Босха загадочно и притягательно. И это сыграло злую шутку с репутацией мастера после его кончины. Его подозревали в тайной ереси, занятиями алхимией, приписывали психические заболевания и внеземное происхождение, обладание пророческим даром. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. И самые ревностные инквизиторы тех лет не находили в его творчестве ничего предосудительного. Король Испании Филипп II, с особой яростью преследовавший еретиков, видел в Босхе моралиста, обличителя пороков, а картину «Семь смертных грехов» держал в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца не разгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожидания Страшного Суда.
Для современников Босха, его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, но известно, что они меняли значение в зависимости от контекста. Изображение обычной рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста, а также намекать на голландские пословицы: «Большая рыба поедает маленькую» или «Каждая селедка на своем хвосте висит». И это кроме тех случаев, когда рыба была просто рыбой.
Какой ад изображал Иероним Босх — свой внутренний, субъективный или внешний, объективный? Многие современные исследователи утверждают, что преисподняя в его произведениях — это преисподняя его души. Изображая ее, художник от нее спасался. А могло ли быть так, что, действительно, как писал Доминик Лампсоний в 1572 году, ад показан ему самим Богом. И художник через страх пытается внушить зрителю набожность. Создается впечатление, что тьма на его картинах победила свет. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствует Босх. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых. Далеко за сценой с возом сена, расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.
Иероним Босх пронёс свой жизненный крест внешних трудов и внутренних скорбей, переплавляя их в пламени своей гениальности. Светом своих творений, освещая другим путь к Богу. Свет этого пламени, зажженного искрой Божьего таланта, радует, завораживает и озадачивает нас, и по сей день.
Биография.
Дату рождения Иерона ванн Акена, известного миру как уникального художника Северного Возрождения Иеронима Босха, биографы помещают в период 1450-1453 годов.
Судя по фамилии художника, его предки имели германские корни и были выходцами из города Ахен. В семье ванн Акенов почти все мужчины были художниками: дед Ян, отец Антоний и трое дядьев, брат Гооссен. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Первое упоминание о нем в архивных документах относится к 1474 году, где он именуется «Jheronimus». Согласно тем же документам, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Мастерская ванн Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. «Хиеронимус-живописец» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города — Den Bosch.
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила из богатой купеческой хертогенбосской семьи. Благодаря этому браку, Босх становится влиятельным бюргером своего родного города.
В 1486 году он вступил в Братство Богоматери, существовавшее в Хертогенбосе с 1318 года и состоявшее как из монахов, так и мирян. В архивных документах братства, имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы.
В 1497 году умер его старший брат Госсен ванн Акен. В 1504 году Босх получает заказ от наместника Нидерландов Филиппа Красивого на триптих «Страшный суд».
Живописец скончался 9 августа 1516 года, отпевание совершалось в капелле собора Святого Иоанна. На основании результатов современных исследований творчества Босха, искусствоведы относят к сохранившемуся наследию 25 картин и 8 рисунков. Лишь семь творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям сам художник. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Жена Босха пережила мужа на 3 года. Брак был бездетным.
Составитель текста: Северинова Ольга.