Опера «Муций Сцевола» - Гендель Георг Фридрих

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Опера «Муций Сцевола»
Опера «Муций Сцевола»
Автор: Гендель Георг Фридрих
Произведение: «Piene di 1or contento e di tua lode» («Полный радости и вашей похвалы») – сцена из оперы
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1721 г.
Стиль:Опера

Описание произведения.

«Piene di 1or contento e di tua lode» («Полный радости и вашей похвалы») – сцена из оперы Георга Фридриха Генделя «Муций Сцевола». В финальной сцене храбрый римский воин Муций Сцевола и его невеста Клелия, защищающие свою страну от вражеских захватчиков, оказались в плену у короля Этрурии Порсена. Муций за свое бесстрашие и благородство был тут же освобожден, а Клелия оказалась настолько прекрасной, что король решил взять ее в жены. После побега Клелии, Порсена разгневался, но когда узнал о том, что помогал в этой бесчестной войне тирану снова занять трон Рима, то раскаялся в своих поступках, заключил перемирие с Римом и простил всех храбрых римских защитников. Муций Сцевола, прозванный так за свою храбрость, и прекрасная Клелия получили благословение короля. Во всех жизненных испытаниях герои проявили свои лучшие чувства и всегда слушали голос совести.

История создания.

Опера «Муций Сцевола» была написана на итальянское либретто Паоло Антонио Ролли. А вот музыка к произведению была написана тремя разными композиторами, как было частенько принято в те времена. Генделю был поручен третий акт, и он прекрасно справился со своей частью сочинения. Первые два акта были написаны композиторами итальянцами, но на премьере в Королевском театре Лондона в 1721 году публика была довольна и очень заинтересована постановкой. После успешного первого представления последовали еще несколько, потом опера возобновлялась Генделем в Лондоне и вывозилась в Гамбург. В 1928 году впервые опера была поставлена в Эссене и сегодня она пользуется популярностью за интересный сюжет и нравственные идеалы, проповедуемые композитором.

Отношение автора к вере.

Георг Фридрих Гендель родился в набожной семье протестантов. Его дед по материнской линии был священником. Дед и бабушка композитора по отцу выбрали для постоянного места жительства г. Галле (протестантский регион Саксония), что позволило им избежать потрясений «тридцатилетней» войны, когда масса народа была вовлечена в братоубийственную вражду на почве религиозных разногласий между католиками и протестантами. Мать композитора была очень милостива и склонна к самопожертвованию ради ближних, и такое христианское отношение прививала сыну. Отец был практичным человеком и хотел дать сыну «надежное», по его мнению, образование – юридическое. Маленький Георг с юности любил церковную музыку и с удовольствием посещал богослужения, но кроме этого он рано стал проявлять тягу к музыкальным инструментам. Отец воспротивился таким порывам сына настолько, что не только запретил ему иметь дома инструменты, но даже посещать с визитами дома, где таковые были. Мальчик, однако же, находил случай по ночам тайком играть на спинете в мансарде. Промысл Божий управляет миром – однажды Гендель в возрасте около восьми лет сопровождал отца в поездке и, пробравшись в часовню святой Троицы, в герцогском дворце сыграл на придворном органе. Герцог Иоганн Адольф I, которого потом Гендель всю жизнь считал своим благодетелем, отметил прекрасную игру мальчика и посоветовал отцу не препятствовать его музыкальному образованию. Отец не мог ослушаться и уже в 1694 году отдал мальчика в учение композитору и органисту в г. Галле Ф.В. Цахау. Это был первый и последний учитель Генделя, но эта школа дала ему все – он получил все навыки грамотной композиции, для него Цахау открыл свою обширную библиотеку светской и духовной музыки разных эпох и стилей, он много копировал, чтобы усвоить сложную науку гармонии и выработать собственный стиль. Это были очень напряженные, но интересные месяцы обучения. И, наконец, с девяти лет в течение трех лет Гендель писал музыку для еженедельных церковных служб по поручению своего учителя.

С 1702 года композитор проходил обучение в университете г. Галле, изучая богословие и право, как того хотел его отец, но право его не увлекло. В эти годы он также служил органистом в соборе и снова писал много церковной музыки. Впоследствии эта его увлеченность проявила себя в прекрасных библейских ораториях – жанре, который прославил Генделя на весь мир. Он унаследовал от матери, а также от преподавателя богословия в университете Августа Германа Франке христианское милосердное отношение к слабым и немощным и это стало импульсом к благотворительной деятельности композитора. Будучи известным и влиятельным человеком он никогда не забывал о нуждающихся, а его творчество более всего является подтверждением его веры и прекрасного знания Священного Писания.

Биография.

Будущий великий композитор Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в г. Галле (Бранденбург – Пруссия) в обеспеченной семье выдающегося хирурга- парикмахера и дочери священника. Отец готовился дать сыну солидное образование, способное обеспечить безбедную жизнь. Сын исполнил его волю и окончил университет, но выбрал свой путь – композитора церковной и светской музыки. Он был дружен с известным немецким композитором того времени Г. Ф. Телеманом, и вместе они увлеченно занимались любимым делом.

В 1703 году Гендель переехал в Гамбург, чтобы ближе познакомиться с оперой – жанром, особенно привлекавшим его в то время. Здесь увидели свет его первые оперы. И, конечно, когда поступило приглашение в 1706 году ехать в Италию для совершенствования в этом жанре, композитор, не раздумывая, согласился. В Италии его талант оперного композитора проявил себя в полную силу – публика аплодировала стоя на представлениях, а Гендель усвоил все важные аспекты итальянского стиля.

В 1710 году композитора пригласили в Лондон в качестве капельмейстера принца Георга и будущего короля Великобритании. В Лондоне композитор основал впоследствии три оперные компании в разных театрах и добился успеха за счет привлечения англичан вместо итальянской труппы. Так появились его знаменитые хоры, получил широкое распространение жанр оратории. Изначально это было сделано, чтобы сократить расходы на представление – не требовались дорогие костюмы и декорации, и можно было привлечь местных жителей, вместо иностранцев. Но потом жанр стал полностью самостоятельным – хор у Генделя – это отражение народа, а не просто безликая масса.

Композитор получил английское гражданство, и Великобритания по праву стала его второй родиной – расцвет творчества пришелся на годы работы в Королевской опере, он смог реализовать все свои смелые замыслы в композиции, ему заказывали музыку для придворных торжеств и его гимны становились коронационными. Величию Генделя не было соперников…Он достиг всего о чем мечтал, но, к сожалению, в 1753 году после неудачной операции композитор полностью ослеп и до 1759 года работал в полной темноте. Он дирижировал своей последней ораторией «Мессия» 6 апреля 1759 года и силы покинули его. Перед смертью в канун Пасхи 14 апреля 1759 года великий композитор шептал слова из оратории «Мессия»: «Я знаю, мой Спаситель жив» и с этими словами перешел в мир иной. Он был, с большими почестями, похоронен в Вестминстерском аббатстве и на надгробии были написаны его последние слова и изображены ноты…

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Muzio

Piene di 1or contento e di tua lode

feriro il ciel le popolari grida.

Vedrai tosto il Senato

prevenir tue domande:

e a te qual Nume tutelar fien poi

rese pubbliche grazie.

Porsena

Alla virtù romana

e di nostr’amicizia al fa tal genio

rechisi ‘l merto de’ felici eventi.

Ma Clelia a noi già vien.

Muzio

(Virtù, mio core.)

Clelia

Vuol la ragion, vuole il roman Senato

che meco gli altri fuggitivi ostaggi

tornino in tuo poter: la fuga loro

fu colpa mia, ma la mia colpa, o sire,….

Muzio

Fu l'amor della patria,

che mal soffre il dolor di lontananza.

Clelia

No, no, fu giusto sdegno...

Muzio

(Ah, non scoprir l'amor!) Tu sai che Porsena... A Clelia.

Clelia

So che Porsena è degno,

ingrato, più di re, dell'amor mio.

Quai segni di virtù, d'amor non diede?

Porsena

Numi, che sento mai!

Clelia

Il men che render puote

amabil sua grand'alma, il meno è un regno.

E pur fuggii, ma, ingrato, non per te:

sol perché non seguì mai roman core

l'infame esempio di tradita fé.

Muzio

Deh sire,...

Porsena

Deh, risparmia il mio rossore.

Di generosità son vinto: perdita

assai maggior che di battaglie e regni.

Clelia

L'ubbidire al Senato,

e seguir re sì generoso, or fia

mia gloria.

Porsena

Via non già la gloria mia.

Per quella gratitudine, per quella dolce

amicizia ch'hai per me, riprendi,

Muzio, il tuo caro inestimabil dono.

Deh bella Clelia, se i sospiri miei

han qualche merto appo il tuo cor, deh rendi,

rendi a Muzio l'amor.

Muzio

Cara, perdono:

se stimi di te degno un roman core,

quello fia che antepor seppe a sua vita

amistà, libertà, patria ed onore.

Porsena

Se dell'armi la gloria

cedetti a voi, sì, fate almen che sia

di generosità mia la vittoria.

Муций

Полный радости и вашей похвалы

В небеса доносятся возгласы.

Вы скоро увидите Сенат, который

предотвратит ваши вопросы:

и вам то, что Бог определил тогда

обнародовал с благодарностью.

Порсена

Римской добродетели

и нашей дружбы, чтобы сделать такую гениальность

называется "заслуга счастливых событий".

Но Клелия уже пришла к нам.

Муций

(Добродетель, мое сердце.)

Клелия

Он хочет причину, он хочет Римский Сенат

что со мной другие беглые заложники

они могут вернуться к вам: побег

это была моя вина, но только моя вина, сир ...

Муций

Это была любовь к отечеству

Клелия

Нет, нет, это было просто презрение ...

Муций

(Ах, не открывай любовь!) Ты знаешь, что Порсена ... Клелия.

Клелия

Я знаю, что Порсена достоин,

неблагодарный, больше, чем король, моей любви.

Разве не дали эти признаки добродетели, любви?

Порсена

Боже, что я чувствую!

Клелия

Тем меньше, что делают

Его наследие, по крайней мере, королевство.

И все же я сбежала, но, неблагодарно, не для вас

потому что римское сердце никогда не следовало

печально известному примеру

Муций

Дорогой сир...

Порсена

Ах, пощади моего стыда.

Щедрость выиграна: потеря

гораздо больше, чем сражения и королевства.

Клелия

Соблюдайте Сенат,

и следуй за королем так щедра

моя слава

Порсена

Не моя слава уже.

За эту благодарность, за эту сладкую

дружбу у тебя для меня, отчет,

Муцио, твой любимый неоценимый подарок.

О, дорогая Клелия, если мои вздохи

у них есть заслуга в вашем сердце, о, Боже,

окажите любовь к Муцио.

Муций

Уважаемый, я прощаю

если ты считаешь себя достойным римского сердца,

тот, который победы знал в своей жизни -

друзья, свобода, родина и честь.

Порсена

Если герб славу

уступил тебе, да пусть будет вообще

победа моей щедрости.

Оставить комментарий