Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Константин Михайлович Фофанов родился в 1862 году в Петербурге в купеческой семье, не отличавшейся богатством. Кроме маленького Кости в семье было еще 9 детей, поэтому учиться пришлось в дешевых частных учебных заведениях. Об руку с низким качеством образования шла его непродолжительность. Так, будущему известному поэту удалось доучиться лишь до 4-го класса. Однако этот недостаток любознательный юноша заменил усердным чтением. К примеру, поэзию Пушкина он знал наизусть. Учась у мастеров пера, Фофанов удесятерял свои труды. В результате с 19-летнего возраста он начал печататься, а свой первый цикл стихов выпустил уже спустя 6 лет, в 1887 году. Наследие поэта поистине разнообразно, вклад его в русскую литературу – огромен. «Без Фофанова, – пишет современный исследователь его творчества, – сегодня нельзя понять смену поэтических эпох на рубеже XIX-XX столетий, невозможно уяснить себе связь «золотого» и “серебряного века” русской поэзии». В жизни Константина Михайловича Священное Писание занимало особое место. Не случайно свой творческий путь он начал именно с религиозной темы, пережив в 15-16 лет особенно сильное увлечение Библией. Для молодого Фофанова ветхозаветные сюжеты были не отделимы от реальности, но составляли с ней цельную культурно-историческую эпоху. Именно поэтому вслед за Глинкой, Языковым, Кюхельбекером, Пушкиным, Лермонтовым и Меем он зачастую соединял библейские истории с современными ему гражданскими идеями.
Знаменательно то, что первой публикацией поэта стало стихотворение «Из библейских мотивов (Второзаконие, кн.5, гл.3)», посвященное богоизбранности пророка Моисея. Вероятно, литератор остро ощущал и собственное избранничество. Не случайно свой поэтический дар он расценивал как «божественный дар» и особую ответственность. Как следствие, первый поэтический сборник Фофанова был насыщен религиозными мотивами. Весь библейский цикл Фофанова – «своего рода древневосточная мозаика из отдельных картин, лишенная культового и мистического содержания и более всего пронизанная нравственной и исторической проблематикой». Это же наблюдение относится к более позднему стихотворению литератора – «Саул» – написанному в 1892 году.
В центре произведения – повествование об израильском царе и его одержимости злым духом. Однако Фофанов не просто заимствует библейский сюжет, но и известным образом его изменяет. Если в 1 Книге Царств об игре Давида перед Саулом упоминается дважды: в 23-м стихе 16-й главы и в 9-м стихе 19-й главы, поэт заостряет внимание лишь на втором эпизоде: «И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула, и копье вонзилось в стену» (1 Цар.19:9-10). Как видим, в священном тексте не сказано, за что царь покусился на жизнь своего оруженосца, однако из предыдущих глав можно сделать вывод, что виной всему слава победителя Голиафа и зависть померкшего на его фоне властителя народа израильского. Фофанов упраздняет мотив зависти, не упоминает о триумфе Давида, сосредотачивая внимание на внутренних терзаниях Саула, вызванных игрой боголюбивого певца. Согласно интерпретации поэта, игра псалмопевца вызывает в грешнике чувство божественного присутствия:
Волшебные звуки слетели со струн,
И дрогнуло эхо чертога…..
Казалось, рыдал побежденный колдун,
Казалось, присутствие Бога
Но как замаранный при появлении света еще более ощущает свою нечистоту – начинает мучиться угрызениями проснувшейся совести Саул:
«Напрасно, властитель! Повсюду всегда
Преступному сердцу мученья …..
И бойся всечасно святого суда,
И нет тебе в мире забвенья…
Знай — совести честное око
Следит за пятами порока».
Не в силах покаяться царь, от которого, по слову Писания, «отступил Дух Господень» (1 Цар.16:14), словно пес обрушивается на камень, брошенный в него десницей Всевышнего и упрекает Давида в том, что тот «сильней растревожил душевный недуг». В следующее мгновение:
…быстро бросает властитель копье
В певца молодого ….. но в стену
Вонзилось оно.
Такова мысль Фофанова: святая игра обличила душевные недуги Саула, но вместо того, чтобы покаяться, царь, подобно дьяволу, ненавидящему гласа обличения (Преп. Иоанн Лествичник), силится уничтожить источник своих «мучений». Подобным истолкованием библейского сюжета поэт привнёс в литературу небывалую по своей нравственной остроте идею о природе ненависти и злобы. Ненависть рождается в грешной душе от осознания собственной мерзости и неправоты, которая становится тем более явленной на фоне праведности и святости.
Автор: Юлия Ростовцева
«САУЛ»
Стобашенный город спокойно заснул
Заснул исполином угрюмым,
И только в чертоге владыка — Саул —
Не дремлет, отдавшися думам.
Печальные думы полночи темней,
Ненастнее тучи, язвительней змей
Волнуют, дух скорбный тревожа.
Встает царь с помятого ложа…..
Откинул пурпурную ткань от окна,
Глядит — перед ним, убегая
Далеко, далеко, пестра и длинна
Сияет столица родная.
И мыслит тревожно разгневанный царь:
«Не мне ли то люди воздвигли алтарь?
Не мне ли там слышны моленья?
Зачем же нет сердцу забвенья!
Зачем не смыкает чарующий сон
Усталые вежды владыки?
Зачем ежечасно мне слышатся стон,
Проклятья и злобные крики,
Когда безмятежно уснули рабы…..
Иль это насмешка жестокой судьбы,
Иль мщенье святого Иеговы!….
Прекрасней короны оковы!
О, как мне болезненно сердце щемит
Гонителя рока обида!»
И грустно царю, и позвать он велит
В чертог псалмопевца Давида.
И входит певец молодой; на устах
Улыбка играет и гусли в руках.
«Коснись их, коснись, отрок юный,
Ударь в их могучие струны!»
Волшебные звуки слетели со струн,
И дрогнуло эхо чертога…..
Казалось, рыдал побежденный колдун,
Казалось, присутствие Бога
Для грешного сердца доступно в тот миг,
Казалося, ум вдохновенье постиг:
«Напрасно, властитель! Повсюду всегда
Преступному сердцу мученья …..
И бойся всечасно святого суда,
И нет тебе в мире забвенья.
На небо ли взглянешь — укоры прочтешь;
На землю посмотришь — всю ночь не уснешь;
Знай — совести честное око
Следит за пятами порока».
«О, гордый певец! Ты мне враг, а не друг,
Сильней растревожил душевный недуг,
И в звуках твоих не случайно
Открылася страшная тайна!
Ты дерзко позоришь мое бытиё,
В чертог мой ты вносишь измену!»
И быстро бросает властитель копье
В певца молодого ….. но в стену
Вонзилось оно.
Псалмопевец спасен;
Властитель взволнован, властитель смущен
И гонит как совести муки,
С певцом вдохновенные звуки…..