Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Salve Regina, Mater misericordiae» (Славься Царица, Мать милосердия)- духовное сочинение Й. Гайдна для альта, сопрано, органа и струнных на латинском языке. Текст этого старинного гимна, называемого «марианским» (посвящение Деве Марии), основан на архангельском приветствии из Евангелия от Луки. Это трогательная молитва о заступничестве Богородицы и хвалебный гимн неоднократно были положены на музыку лучшими композиторами мира.
Произведение Й. Гайдна по характеру является скорбной молитвой – человек, стоящий на краю пропасти и ощущающий свое недостоинство и бессилие, обращается к Богородице с огромной верой в ее предстательство перед Богом.
История создания.
Й. Гайдн неоднократно обращался тексту молитвы «Salve Regina и писал сочинения для разных составов. Сочинение 1776 году является последней из четырех - сольной версией. Она была написана во время службы у князя Эстерхази, когда композитор занял пост директора церковной музыки после смерти старого капельмейстера двора. Это сочинение исполнялось, как богослужебный антифон, а также, как отдельное концертное произведение в дни богородичных праздников.
В настоящее время «Salve Regina» часто исполняемое произведение - имеются многочисленные записи различных интерпретаций сочинения.
Отношение автора к вере.
Йозеф Гайдн родился в традиционной католической семье. В юности ему удалось устроиться хористом в главный венский собор Святого Стефана, что было огромным счастьем, несмотря на скудное обеспечение. Здесь будущий композитор досконально изучил богослужение и вырос музыкально – все хористы получали обучение. Сам композитор был искренне религиозен – по свидетельствам исследователей все свои сочинения он начинал словами «во Имя Господа», а заканчивал фразой «хвала Господу», когда же у него были затруднения в сочинительстве, композитор обращался к четкам, называя эту практику «особенно эффективной».
Композитор всю жизнь боролся с трудностями, но нисколько не озлобился – напротив, все друзья и знакомые говорили о легком характере композитора, добром и веселом нраве, а хористы князя Эстерхази называли своего руководителя «отцом» за его заступничество и отстаивание их интересов. И еще одним редким качеством обладал композитор-смирением, он всегда стремился учиться, прислушиваться к советам и совершенствоваться. Йозеф Гайдн был щедро одарен Богом за свое трудолюбие, настойчивость и веру. Ему совершенно чуждо было уныние и жалобы. Композитор написал великолепные духовные сочинения, которым и сегодня нет равных – они самобытны, неповторимы и заслуживают самого пристального внимания.
Биография.
Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, в семье каретных дел мастера. Родители будущего композитора очень любили домашнее музицирование и рано заметили музыкальные способности мальчика. В возрасте пяти лет мальчика отправили с дядей в город Хайнбург- на -Дунае для обучения искусству музыки, а уже в 1740, восьмилетнего Гайдна взял хористом директор капеллы мальчиков венского собора Святого Стефана. Композитор пел и совершенствовал свои музыкальные познания в капелле в течение следующих девяти лет, среди которых несколько лет вместе со своими младшими братьями. Он освоил игру на музыкальных инструментах, написал две достойные внимания краткие мессы, но мутация голоса положила конец этому периоду жизни юного Гайдна.
Следующее десятилетие композитор провел в борьбе за выживание – он брался за любую музыкальную работу и даже устроился слугой к известному композитору, проживающему в Вене, Николя Порпорре. О его дорогих уроках бедный юноша мог только мечтать, но зато композитор разрешил ему присутствовать на всех уроках, не мешая другим ученикам и ничем себя не выдавая. Эти уроки композиции, а также изучение творений Эммануила Баха, теории предмета и множества партитур стали «университетами» Йозефа Гайдна и прославили его впоследствии на весь мир.
В 1760 году композитор женился, но брак не был счастливым для обоих супругов – композитор ушел с головой в работу. Он был задействован в нескольких проектах в Вене, а в 1761 получил приглашение князя Эстерхази занять постоянную и почетную должность капельмейстера. Композитор с радостью согласился – он переезжал вместе с двором князя и пользовался большими привилегиями. Князь любил жить в родовом имении вдали от Вены и для Гайдна это было своего рода и испытанием, и опытом – он пишет очень много инструментальной музыки, оттачивая свое мастерство, обращается к жанру оперы и, после смерти бывшего главного капельмейстера, отвечает за сочинение церковной музыки. К композитору приходит международное признание, его сочинения печатаются и исполняются в разных уголках мира, он становится дружен с лучшими музыкантами Европы, особенно с В.А.Моцартом. В 1781 года Гайдн посвящает сочинения императору Павлу, а императрице российской дает уроки.
Новый князь Эстерхази в 1790 году распускает оркестр, назначает композитору достойные выплаты на постоянной основе, аГайдна уже ждет лондонская публика – результатом гастролей стали прекрасные12 симфоний, присвоение звания почетного доктора Оксфордского университета и ученик Людвиг ван Бетховен, которого Гайдн слушал в Бонне на обратном пути.
Следующее десятилетие композитора было увенчано славой, почетом и достатком. Он написал свои лучшие оратории и мессы, приумножив уже достигнутую известность многократно .Гайдн, Моцарт и Бетховен определили так называемую «венскую классическую школу».Старость Йозефа Гайдна была непростой, но счастливой – семья Эстерхази обеспечила ему должный уход и уважение. Страдал композитор только от невозможности писать музыку из-за слабости, его биограф записал слова композитора: «Мне нужно что-то делать-обычно музыкальные идеи преследуют меня, мучают, я не могу от них убежать, они стоят передо мной стеной. Если меня преследует «аллегро», мой пульс учащается, я не могу заснуть. Если это «адажио», то я замечаю, как медленно бьется мой пульс. Мое воображение играет со мной, как с клавиром. Гайдн улыбнулся, кровь бросилась ему в лицо, и он сказал: "Я действительно просто живой клавир."
Умер композитор при наступлении на Вену французских войск 31 мая 1809 года, 15 июня на панихиде исполнялся «Реквием» Моцарта. Композитор запомнился слугам и всем окружающим заботливым отцом – когда падали бомбы рядом с домом, он говорил: "не бойтесь, дети, там, где Гайдн, вам ничего не грозит!"
Автор текста:Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Salve Regina, mater misericordiae,
vita dulcedo et spes nostra, salve.
Ad te clamamus exules filii Evae
ad te suspiramus gementes et flentes
in hac lacrimarum valle.
Eia ergo, avvocata nostra,
illos tuos misericordes oculos ad nos converte,
et Jesum benedictum fructum ventris tuis
nobis post hoc exilium ostende.
O clemens, o pia, o dulcis virgo Maria
Славься Царице, Мать милосердия,
наша жизнь, наша сладость и наша надежда!
Мы плачем, изгнанники, сыновья Евы.
Тебе мы вздыхаем, оплакивая и плача,
в этой долине слез.
Поверни, наша Заступница,
Твои глаза милосердия к нам.
И после этого наше изгнание
Покажет нам благословенный Плод Твоего чрева, Иисус.
Милосердная, святая, милая Дева Мария.