Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморная композиция «Рождественский Вертеп», созданная средневековым скульптором Арнольфо ди Камбио, изображает библейские сюжеты Святого Семейства и Принесения волхвами даров Младенцу Иисусу.
В центре композиции находится Пресвятая Дева, держащая на коленях Божественного Младенца. Она, слегка наклонившись, бережно прижимает Его к своему сердцу. Её восседающая на возвышении фигура, с мягкими округлыми пластичными формами, передаёт всю нежность и любовь Матери. Слева от Девы Марии находится фигура Иосифа Обручника, опирающегося на посох. Святой Иосиф представлен как образец отцовской заботы и любви, беззаветного служения Пресвятой Деве и Спасителю. Ещё левее помещены символические вол и осёл.
В правой части скульптурной композиции находятся фигуры трёх мудрецов, пришедших в Вифлеем с Востока «для воздания подобающей чести великому и священному Лицу». Волхвы – благочестивые, мудрые люди родом из Персии или древней Вавилонии, «усердные к вере и предметам святым». Увидев на небе знамение -Вифлеемскую звезду, они идут поклониться будущему Спасителю Мира, появление которого предсказывали ещё древние пророки. В Библии волхвы называются царями, их имена Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Мельхиор - седовласый старец, изображён коленопреклонённым. По преданию, в подарок Господу он принёс золото. За его фигурой предстоят: Гаспар -юноша, принесший ладан, и Валтасар -«смуглый муж средних лет», который дарит Иисусу смирну – благовонное вещество для посмертного умащения тел. Дары, которые принесли Волхвы, символичны: золото дарят царям, ладан – священникам, смирну – тем, кто должен умереть.
Фигуры новозаветной сцены вырезаны горельефом на мраморе в тех частях, которые обращены к зрителю. Согласно пожеланию высочайшего заказчика, Папы Римского Никколо IV, композиция Вертепа принципиально проста.
Скульптор, используя световые и пластические эффекты, мастерски оживляет камень, создавая эмоциональную композицию. Вниманием к скульптурным деталям – тщательной проработкой ликов, жестов, драпировок с множеством ниспадающих складок, подчёркивается динамика всей композиции. В светлых, воодушевлённых образах Святого Семейства и восточных мудрецов мастер гениально передал Высший промысел Господень и его земное воплощение.
История создания
Арнольфо ди Камбио считают одним из крупнейших мастеров дученто (начала Проторенессанса). Средневековый период в европейской культуре был отмечен конфликтами реальной действительности и духовной жизни. Основополагающий тезис христианского аскетизма «Дух – всё, плоть – ничто» прекрасно выражаётся архитектоникой готических соборов с их устремлёнными ввысь формами. В своём архитектурном творчестве Ди Камбио также придерживается готического стиля, а вот в скульптуре – выступает как один из основателей Проторенессанса.
В 1291 году Папа Римский Никколо IV заказал Арнольфо ди Камбио первый в истории мраморный скульптурный Вертеп, чтобы придать особое значение этой реликвии и торжественно отпраздновать Рождество. Сейчас скульптурная группа Рождественского Вертепа хранится в крипте Сикстинской капеллы, в базилике Санта Мария Маджоре.
Отношение автора к вере
О личной жизни Арнольфо ди Камбио известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни, Ди Камбио создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику и воплотил ряд архитектурных проектов для знаменитых церквей Италии.
Начинал свой творческий путь Арнольфо ди Камбио учеником знаменитого итальянского скульптора и архитектора Никколо Пизано, создателя Сиенского собора, что, безусловно, оказало влияние на всё его дальнейшее творчество. Самостоятельный путь он начинает с создания мемориальных скульптур, оформляя гробницы и памятники, что говорит о нём, как о человеке, глубоко верующем. В своих статуях и рельефных композициях Ди Камбио наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными.
Несколько раз мастер возвращался к теме Богоматери и Младенца – известны, по крайней мере, три таких произведения. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника.
Биография
Арнольфо ди Камбио, средневековый итальянский скульптор и архитектор, родился в местечке Колле ди Валь дэ Эльза, близ Сиены, между 1240 и 1245 годами. В двадцатилетнем возрасте он стал учеником и помощником Никколо Пизано, восприняв от учителя интерес к античному скульптурному наследию. Работал с ним над созданием гробницы святого Доминика в церкви Сан Доменико в Болонье и мраморной кафедры Сиенского собора.
В 1266 году ди Камбио переезжает в Рим, а с 1268 года начинает работать самостоятельно в жанре погребальной скульптуры. В Риме Арнольфо знакомится с декоративной техникой косматеско. Влияние этого стиля можно видеть и в его позднейших творениях, в базиликах Сан Паоло фуори ле Мура (1285) и Санта Чечилия ин Трастевере (1293). Одна из лучших работ Арнольфо ди Камбио – созданный совместно с Никколо и Джованни Пизано фонтан Маджоре на площади в Перудже (1278). В Риме мастер также создаёт вертепы для Санта Мария Маджоре и Санта Мария ин Арачели, памятник Папе Бонифацию VIII (1300) и бронзовую статую Апостола Петра в базилике Святого Петра. Из его работ римского периода следует также отметить надгробие кардинала Гийома де Брей в церкви Сан Доменико в Орвьето.
С 1284 года и до самой смерти мастер работает во Флоренции, где, в том числе, выполняет знаменитый рельеф «Благовещение» для церкви Санта Кроче и скульптурную группу «Оплакивание Иоанном Марии» для портала Флорентийского собора. В 1296 году Арнольфо ди Камбио начинает строительство городского собора Санта Мария дель Фьоре, для которого он также создаёт и статуи, украшавшие нижнюю часть фасада. Уцелевшие скульптуры сейчас находятся в музее собора. Исследователями творчества Ди Камбио ему приписывается авторство архитектурного проекта Палаццо Веккьо, так же как и флорентийской церкви Санта Кроче.
Умер Арнольфо ди Камбио во Флоренции, между 1302 и 1310 годами.
Автор текста: Марина Румянцева