Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Роспись Микеланджело не похожа ни на одну из работ, что были выполнены итальянскими художниками в конце XV - начале XVI вв. Все они старались придать плафону плоскостный характер, использовали большое количество золочения. Скульптор же преобразил реальную архитектуру потолка с помощью иллюзионистических приёмов, не прибегая, однако, к пространственному прорыву, которое позже будет свойственно барокко. Ложными конструктивными элементами (ребрами, карнизом, пилястрами), исполненными средствами живописи, он расчленил монотонную поверхность плафона на компартименты, разместив в центре четыре большие и пять маленьких сюжетных сцен из Книги Бытия. Их обрамляют не включенные в повествование сидящие фигуры античных сивилл, ветхозаветных пророков и исторических предков Христа, умело вписанные в «архитектурную» сетку.
Тяжёлые образы пророков и сивилл, будто изнемогающих от собственной мощи, одиноки перед лицом Бога и целиком захвачены своим священным призванием. Путти и ignudi – нагие юноши-атлеты - поддерживают различные декоративные элементы: бронзовые медальоны, каменные головы баранов, таблички с именами библейских персонажей, а также мотивы в виде гирлянд из дубовых веток с желудями (символ папской фамилии делла Ровере) и раковин (символ Мадонны). Этих загадочных ignudi можно воспринимать, как явление самодостаточной красоты, они выглядят духовно необременёнными существами, вышедшими из некой безгрешной юности мира. Если мастера Кватроченто написали на стенах капеллы различные эпизоды из Священной истории, то Микеланджело хотел представить судьбы человечества до Искупления. Для него были важны не внешние события и действия, но то внутреннее напряжение, которое способно подняться до грандиозного пафоса.
Микеланджело создает реальное ощущение трехмерности и нарочитой скульптурности форм. Не однажды он говорил, что живопись должна быть похожа на рельеф. Это ещё более подчёркивается динамикой движения и ясным, сильным колоритом. В композиции сюжетных сцен отсутствует принцип перспективных сокращений, пространство библейских «историй» неглубоко. Одни фигуры даны в ракурсе, другие – без. Ясно выражен контраст направлений: одновременно рассматривать пророков и «картинки» не получится - нет единой точки зрения. «Разнообразие пропорций создаёт необычную красоту и неисчерпаемое богатство росписи», а её безукоризненное единство образовано чётким ритмом расположения всех разномасштабных элементов.
История создания
Сикстинская капелла в Ватикане была выстроена в 1477 - 1480 гг. папой Сикстом IV делла Ровере, дядей Юлия II. В 1480-е гг. верхний ярус её стен расписали фресками такие знаменитые художники Кватроченто, как С. Боттичелли, Д. Гирландайо, Перуджино и другие. Во время больших христианских праздников понтифики лично служили мессу в папской часовне, а с 1492 г. она использовалась также для проведения конклавов - церемоний избрания нового папы. По моде того времени потолок часовни украшала фреска с изображением звёздного неба, но в 1504 г. из-за образовавшейся трещины свод был подвергнут серьёзному ремонту. После его окончания папа пожелал, чтобы плафон расписали заново, и в 1508 г. после многочисленных отговорок Микеланджело принял грандиозный заказ Юлия II на исполнение фресок.
Первоначально предполагалось просто изобразить фигуры апостолов на престолах, но скульптору удалось убедить папу в неоригинальности подобного замысла. В конце концов, он получил полную свободу творчества, разумеется, в рамках утвержденной теологической программы. Существует легенда о том, что мастер работал один, но это невозможно с чисто технической точки зрения. Во время реставрации фрески в 1980 - 1999 гг. было выяснено, что на протяжении всего времени подсобные работы и архитектурные имитации мастеру помогали выполнять коллеги из Флоренции: Дж. Буджардини и Ф. Граначчи, а также его ученик А. Кондиви.
Отношение автора к вере
Микеланджело отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Отваживаясь перечить самому папе Юлию II, с родственниками и близкими друзьями художник был неизменно нежен, щедр и внимателен. Он жил скромно и строго, но не столько ради умерщвления плоти, сколько потому, что был целиком поглощен работой. Вера играла главную роль в его жизни, хотя он был обычным грешным человеком. Во всём, что не было связано с художественным творчеством, Микеланджело представлял собой лишь бедное тело, истерзанное желанием, и бедную душу, гонимую тоской, одиночеством и болью. В каждом из его сонетов можно найти изъявление страсти. Как написал Т. Манн: «Его титаническая гнетущая чувственность вечно порывается к чистоте, к духовности, к Богу и неизменно оборачивается трансцендентной тоской».
Непрерывная драма его жизни находила выражение в грозной и неизбывной трагичности его творений. Самый правдивый автопортрет Микеланджело – портрет человека с содранной кожей. Эту беспощадную и жестокую исповедь мастер представил во фреске «Страшный суд». Всю свою жизнь он оставался преданным католиком. Даже в тот момент, когда религиозно-философский кружок его близкого друга маркизы Виттории Колонны, называвший себя spirituali и вошедший в историю как «итальянские реформаторы», был обвинен в ереси, а она сама сослана по подозрению в близости к итальянским протестантам. Микеланджело продолжал считать, что Божью благодать нельзя купить никакими добрыми делами и пожертвованиями, никакой обрядностью и внешним благочестием. Спасение человеку способна принести только искренняя вера, идущая из глубины души. К концу жизни его религиозные чувства еще более обострились, выражением этого стало обращение к теме Страстей Христовых. Его творения – это путь во внутреннюю тьму, где человек надеется найти свет. «Я живу в любви и истинном свете Христа», - писал мастер о себе самом.
Биография
Микеланджело родился в 1475 г. неподалеку от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, где его отец – глава аристократического, но обедневшего рода – выполнял обязанности подесты́ (мэра). Мальчик был отдан кормилице, в семью каменотесов из деревни Сеттиньяно, где он постиг красоту души камня раньше, чем научился читать. В 1488 г. юный Микеле обучался в мастерской Д. Гирландайо, постигая основы фресковой живописи, а с 1489 г. занимался скульптурой у Бертольдо ди Джованни в Садах Медичи, под покровительством самого Лоренцо II Великолепного; но главной его школой стало копирование произведений Джотто и Мазаччо.
В 1494 - 1495 гг. молодой гений, посетил Венецию и Болонью, где работал над скульптурами для различных церквей, а в 1496 - 1501 гг., живя в Риме, создал свои первые шедевры – «Вакха» и «Пьету». Вернувшись во Флоренцию, в 1501 - 1504 гг. Микеланджело высекает огромную мраморную статую Давида, и с этих пор «Гигант» стал бессмертным символом его родного города, наградив своего создателя славой величайшего скульптора. С 1505 г. начинается плодотворный период сотрудничества с римским папой Юлием II: работа над скульптурами для гробницы понтифика продолжалась с перерывами сорок лет; а в росписи плафона Сикстинской капеллы, сделанной практически в одиночку, художник показал себя небывалым по мощи и драматизму мастером фрески. В 1519 - 1534 гг. художник занимался скульптурным и архитектурным комплексом гробницы Медичи и библиотеки Лауренциана во Флоренции, попутно проявив себя в качестве военного инженера во время осады родного города в 1529 г.
В 1535 г. папа Павел III назначает Микеланджело главным скульптором, архитектором и живописцем Ватикана; к 1541 г. художник завершает свою вторую гениальную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы и работает над росписями папской капеллы Паолина. С 1546 г. мастер отдавал почти всё своё время архитектуре, занимаясь проектированием и реконструкцией ансамбля площади Капитолия и собора св. Петра в Риме, отказавшись от оплаты за храм во славу Господа; ваянию он посвящал теперь только ночные часы, создав несколько шедевров, в том числе «Пьету Ронданини». Вся жизнь его без остатка была отдана работе, он жалел времени даже на еду и сон; единственной его семьёй оставалась семья отца – братья и племянники. Помимо художественного наследия, Микеланджело оставил огромное количество сонетов, многие из которых написаны для его римских друзей – Т. Кавальери и В. Колонна, составлявших любовь и страсть его души. В 1563 г. во Флоренции мастером была основана академия рисунка. Он также явился первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана ещё при жизни. Умер гениальный скульптор в 1564 г., его тело было тайно вывезено из Рима во Флоренцию и похоронено в церкви Санта-Кроче.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.