Опера «Риголетто» - Верди Джузеппе

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Опера «Риголетто»
Опера «Риголетто»
Автор: Верди Джузеппе
Произведение: «Vho ingannato... colpevole fui...» дуэт Джильды и Риголетто
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1851 г.
Стиль:Опера
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Vho ingannato... colpevole fui...» – дуэт Джильды и Риголетто в финале одноименной оперы Джузеппе Верди.

Юная смертельно раненная девушка просит отца простить ее за любовь к Герцогу и за жертву, ею принесенную во имя чистой любви. Она умирает от кинжала, который должен был поразить Герцога по заказу желающего отомстить за честь дочери Риголетто, но не жалеет об этом. В ее душе нет места злобе – только любовь и прощение, она обещает отцу молиться за него на небесах вместе с умершей матерью. Риголетто потрясен, вот она – карающая рука судьбы, вот оно – проклятье старого обесчещенного графа Монтероне. Когда-то, желая угодить Герцогу, Риголетто жестоко смеялся над его невинными жертвами и, надежно спрятав свою дочь, был совершенно спокоен. А потом, когда открылась страшная правда и он решил жестоко отомстить Герцогу, его дочь стала добровольной жертвой и теперь умирает у него на руках…

Это очень проникновенная сцена страдающего испуганного отца и любимой единственной дочери, уже далекой от всего земного и прощающей все обиды ради любви.

История создания.

Опера Джузеппе Верди «Риголетто» известна во всем мире. Ее арии стали популярной оперной классикой и очень часто исполняются в концертах. Песенка Герцога «Сердце красавиц склонно к измене…» входит в сокровищницу тенорового репертуара. Но вряд ли Верди мечтал именно о такой популярности, когда задумывал писать оперу по повести В.Гюго «Король забавляется». Как величайший оперный драматург и христианин, он здесь видел не Короля главным действующим лицом и не о нем хотел рассказать, а о простых людях и их страданиях. Безобразный шут и его единственная дочь-красавица, которая к тому же добродетельна и не знает пороков этого мира, – вот главные персонажи этой драмы по Верди. И если шут получает возмездие за насмешки над такими же жертвами бесчестья в угоду Королю, то его дочь – невинная чистая девушка- погибает за грехи отца, прощая всех и обещая молиться на Небесах. Из-за того, что цензура напрочь запретила использовать Королевское происхождение в сюжете такого рода, Верди вынужден был после долгих споров согласиться сделать Короля безымянным Герцогом и внести другие поправки, но опера была настолько новой, проникновенной и захватывающей, что по сей день, не потеряла своей популярности.

Отношение автора к вере.

Джузеппе Верди родился в традиционной католической семье. Еще в раннем детстве в деревенском храме он помогал служить мессу. Когда играл орган в церкви, все его существо трепетало, он приходил в необычайный восторг и, как будто не дышал. Церковные гимны – первое, что полюбил всем сердцем маленький Верди. Священник, заметив такую любовь мальчика к музыке, предложил отцу купить ему спинет (клавишный инструмент) и обратить внимание на его музыкальные способности. Отец чрезвычайно гордился своим маленьким сыном, который в раннем возрасте получил свой первый контракт – его сделали главным органистом мессы в деревне. Впоследствии священник города Буссето хотел, чтобы мальчик получил богословское образование и стал священником, но учитель композиции и директор Филармонического общества г. Буссето Ф.Провези сказал, что этот ребенок целиком принадлежит музыке. Его талант от Бога будет еще более сильной проповедью, чем если бы он стал проповедником. И действительно, многие оперы Верди содержат сцены покаяния, много он написал арий-молитв необычайной красоты, всегда в его операх борются за души человеческие добро и зло, а страсти и пороки оказываются губительными для их пленников. Высшая сила любви и молитвы спасает людей, и даже опера «Травиата» (Грешница) написанная Верди, очень трогательно показывает душу Виолетты, умиротворенную покаянием и осознанием своего прошлого, показывает смягчившегося Жермона-Отца, увидевшего в ней добрую душу, сломленную жизненными испытаниями. Все к чему прикасался Мастер, было даром свыше, и сегодня эти шедевры питают души и сердца глубоко христианским пониманием.

Биография.

Родился будущий композитор в деревне Ле Ронконе (близ города Буссето) в 1813 году. Он был очень желанным ребенком, но семья жила небогато. Родители держали трактир, и мать занималась производством шелка. Маленький Верди помогал своим родителям, а впоследствии его пригласили для обучения в г. Буссето, как подающего надежды музыканта. Здесь его учитель композиции Ф.Провези, привил ему любовь к серьезному чтению – это были произведения Шекспира, Данте, Гете, Шиллера.

Большую роль в его жизни и творчестве сыграл богатый торговец и любитель музыки из Буссето, Антонио Барецци. Он состоял в филармоническом обществе Буссето, и именно он способствовал развитию музыкальных способностей Джузеппе: оплачивал его уроки композиции в Буссето, потом учебу в Милане, а также все расходы. Несмотря на то, что Верди не приняли в консерваторию в Милане (сегодня она носит его имя), Барецци верил, что у Верди огромный талант, и стал ему вторым отцом и попечителем. Тем более что дочь Антонио Маргарита Барецци и Джузеппе Верди стали мужем и женой. На их поездку в Милан, с целью найти новые связи и реализовать творчество, также дал деньги Барецци. Верди был ему настолько благодарен, что посвятил оперу «Макбет».

После смерти двоих детей и горячо любимой жены, Верди получает первое большое признание в опере «Набукко», как феникс, восставший из пепла. Впоследствии им было создано 26 опер, один Реквием на смерть Россини.«Травиата» по статистике сегодня идет каждый день на какой-либо сцене мира, опера «Сила судьбы» была написана специально для России, «Аида» для Египта. Джузеппе Верди стал поистине мировой знаменитостью и слава его с годами только увеличивается. Умер Верди 27 января 1901 года, оставив после себя дом для пенсионеров-музыкантов и свое великолепное музыкальное наследие.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

GILDA

Vho ingannato... colpevole fui...

L'amai troppo... ora muoio per lui!

RIGOLETTO

(Dio tremendo! Ella stessa fu colta

Dallo stral di mia giusta vendetta!)

Angiol caro, mi guarda, m'ascolta...

Parla … parlami, figlia diletta.

GILDA

Ah, ch'io taccia... a me... a lui perdonate!

Benedite alla figlia, o mio padre ...

Lassù in cielo, vicino alla madre ...

In eterno per voi pregherò.

Non più... Addio!

RIGOLETTO

Non morir, mio tesoro, pietate...

Mia colomba, lasciarmi non dei!

Se t'involi, qui sol rimarrei.

Non morire, o ch'io teco morrò!

Oh, mia figlia! Oh, mia Gilda!

Gilda muore.

Gilda! mia Gilda!... è morta!

Ah, la maledizione!

Strappandosi i capelli, cade sul cadavere della figlia.

Оставить комментарий