Реймсский кафедральный собор (Нотр Дам де Реймс) -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Реймсский кафедральный собор (Нотр Дам де Реймс)
Реймсский кафедральный собор (Нотр Дам де Реймс)
Местонахождение: Площадь кардинала Лусона, город Реймс, Франция
Название: Реймсский кафедральный собор (Нотр Дам де Реймс)
Жанр: Архитектура
Год создания: 1211 г.
Эпоха: Средние века, Высокая готика
Эпизод в Библии:

Описание.

Собор в честь Пресвятой Богородицы (Нотр Дам де Реймс) был заложен во французском городе Реймсе ещё в конце V века. Здание собора, дошедшее до наших дней, было построено в XIII веке. В Нотр Дам де Реймс были коронованы почти все французские короли.

Реймсский кафедральный собор является великолепным памятником Высокой готики и самым большим средневековым французским собором. Выполнен он в виде классической трёхнефной базилики, длина здания 138 метров, ширина – 30 метров, высота свода центрального нефа – 38 метров. Архитектор Жан д’Орбе планировал постройку семи 120-метровых башен со шпилями, увенчивающих собор, но возведены были только две из них – 80-метровые башни Главного фасада. На южной башне, служащей колокольней, находится колокол «Шарлотта», весящий больше десяти тонн. Величественное здание не выглядит громоздким благодаря наличию ажурных стрельчатых арок, лепных фронтонов и изящных шпилей.

Главный, Западный фасад пронизан лёгкостью и стремлением ввысь, сообщёнными ему вертикальными архитектурными формами. Здесь размещены более двух тысяч трёхсот скульптурных изображений. Центральный портал фасада украшает сцена Коронования Девы Марии, выше располагается Галерея королей с 56-ю скульптурами французских монархов. Правый портал изображает сцены Страшного суда, здесь помещены самые древние статуи собора – фигуры Мучеников (1220). Левый портал представляет Распятие Христа, здесь же находится знаменитая статуя «Улыбающийся ангел» (XIII), которая является визитной карточкой собора и города. Скульптура на Западном фасаде, значительно отличающаяся от остальных фигур собора, и изображающая встречу Девы Марии с Елизаветой, выполнена неизвестным средневековым мастером в эллинском стиле.

Витражные окна-розы, украшающие порталы Главного входа и большие стрельчатые окна боковых фасадов придают всему зданию нарядный вид. Ранние витражи – над Главным порталом и на северном фасаде относятся к средним векам, самый современный витраж был создан в 1981 году.

Интерьер Реймсского собора датирован преимущественно второй половиной XVIII века, напольные плиты нефа и трансепта запечатлели память о епископах Реймса и о первом месте королевского крещения. На хорах собора сохранились большие, живописно украшенные часы XV века, которые до сих пор идут. Большой орган северного трансепта, имеющий почти семь тысяч труб, был сделан в 1487 году, ещё один орган, XIX века, находится на хорах. Во Дворце Тау, рядом с собором, хранятся фрагменты его оригиналы статуй и коллекция предметов для коронации.

История создания.

Первая христианская церковь в Реймсе была возведена в 380 году, а постройка храма Богоматери, на месте которого стоит Нотр Дам де Реймс, относится к V столетию. В Рождество 496 года в Реймсском соборе был крещён первый монарх – франкский король Хлодвиг с придворными и трёхтысячной дружиной. Легенда гласит, что при крещении Хлодвиг был помазан миром из Священной склянки, принесённой ангелом в виде голубя. Священное миро с тех пор использовалось при коронации всех французских королей, сосуд оказался неиссякаемым. Начиная с Генриха I (1027), здесь короновались все короли Франции, за исключением Генриха IV. Женой Генриха I стала дочь Ярослава Мудрого, Анна. Их бракосочетание тоже проходило в Реймсском соборе.

В 1210 году пожар уничтожил собор вместе с большей частью города, но уже в следующем году было заложено здание нового храма, которое существует и сейчас. Как и его предшественник, новый собор был также посвящён Богоматери. Его строительство продолжалось до 1285 года, работами руководили четыре архитектора – Жан д’Орбе, Жан-ле-Лу, Гоше Реймсский и Бернар Суассонский, имена которых были выложены цветным камнем на полу нефа. Однако в XVIII веке надписи разобрали, а само здание перестроили. С тех пор Реймсский собор подвергался лишь незначительным достройкам, и до начала ХХ века простоял практически в первозданном виде, кроме витражей, пострадавших во время Французской революции, и позднее возобновлённых.

В ходе Первой мировой войны, в сентябре 1914 года германские войска подвергли город артиллерийским обстрелам, причинившим собору большой ущерб. Было разбито множество знаменитых статуй, а витражи практически уничтожены. После окончания войны началось восстановление собора, в бывшем епископском дворце были оборудованы реставрационные мастерские. Восстановительные работы продолжаются до сих пор.

В 1938 году Нотр Дам де Реймс был вновь открыт для посещения. Большинство статуй собора являются копиями, поскольку восстановить разбитые оригиналы не представляется возможным. Часть витражей также является работой современных мастеров, среди которых наш соотечественник, выдающийся художник Марк Шагал. В 1991 году Реймсский собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий