Призвание святого Матфея - Тербрюгген Хендрик

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Призвание святого Матфея
Призвание святого Матфея
Автор: Тербрюгген Хендрик
Местонахождение: Центральный музей Утрехта
Произведение: Призвание святого Матфея
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век Голландской живописи, Барокко
Дата создания: 1621 г
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Сыновья Алфеевы Иаков и Левий, называемый так же Матфеем, были призваны Господом к апостольскому служению в числе самых близких двенадцати учеников. Матфей был мытарем, сборщиком податей в пользу Римской империи. "Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его" (Мф.9:9-10). Этот поступок поразил фарисеев и книжников. Слово "мытарь" было для иудеев синонимом словам "грешник". Но не менее был тронут и сам Матфей, покаявшись, он возместил обиженным им людям вчетверо и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Он видел чудеса, совершенные Иисусом, слушал Его учение, стал свидетелем страданий, смерти и Воскресения, а так же Вознесения Господа. Восприняв Дар Святого Духа, апостол Матфей восемь лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в языческие страны, святой Матфей написал Евангелие, в котором показал земную жизнь Иисуса Христа и Его Учение. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Считается, что написано оно в Палестине в 42-м году.
На картине Тербрюггена, посвященной иллюстрации этого евангельского сюжета, внимание привлекает рыжебородый мужчина средних лет. Его сосредоточенное лицо и отрешенный взгляд, показывают, что ему открылось нечто необычное. Это Левий Матфей, еще сборщик податей. Указательным пальцем правой руки он показывает на себя, как бы спрашивая: "Я?" Картина написана так, что не сразу заметно, к кому относится этот вопрос. Поток света, идущий со стороны,где стоит Христос, заставляет читать сцену справа налево и создает особое напряжение в картине. Иисус почти полностью скрыт тенью, ярко освещены лишь плечо и указующий перст, чем-то напоминающий возрождающий жест Бога Отца на фреске Микеланджело. Символически луч света означает свет веры, призывающей Левия Матфея к новой жизни.
Рядом с Господом стоит один из учеников, который обернулся посмотреть на еще одного призываемого к апостольскому служению. За столом, на котором лежат записи и монеты, сидит еще один сборщик податей. Он является полной противоположностью Матфею, его не интересует пришедший Господь. Художник придал его лицу выражение алчности и злобы. Указательным пальцем он показывает кому-то за пределами картины на сложенные на столе монеты. Стоящий рядом юный помощник повторяет его жест, и даже выражение лица его схоже с гримасой его патрона. Рядом с Матфеем изображен еще один помощник, смотрящий на отсутствующего в картине должника с участием и сожалением. Так художник показал, что греховной является не столько сама работа, сколькоотношение к ней человека. Четыре одинаковых жеста несут совершенно противоположные смыслы, подчеркивая один из посылов картины - и одинаковые дела нужно судить по разному, по намерению, вложенному в них.

История создания

Картина "Призвание святого Матфея" написана Хендриком Тербрюггеном в 1621 году. Существует мнение, что в 1620 году художник во второй раз посетил Рим с целью совершенствования живописного мастерства. Безусловно, в любой из своих визитов, Тербрюгген видел работу Караваджо на аналогичную тему, написанную в 1600 году.На картине он применил несколько приемов своего известного предшественника. Это и жесты рук призываемого и Призывающего, и луч света со спины Господа, погружающий его облик в тень, и присутствие одного из апостолов и юных слуг. "Призвание святого Матфея” – одна из самых необычных картин Караваджо, которая произвела сенсацию среди современников мастера. Тербрюгген избежал резкого контраста света и тени, но и его работа кажется неординарной, она принесла художнику заслуженную славу.

Отношение автора к вере

Хендрик Тербрюгген родился в католической семье. Детские и отроческие годы художника прошли в Утрехте. На территории протестантской ГолландииУтрехт был островком Католической церкви и в течение долгих лет поддерживал связи со столицей католицизма и изящных искусств — Римом. Обычным делом было путешествие молодых живописцев для обучения в Италию, какое в свое время совершил Хендрик Тербрюгген. Не удивительно, что основной темой полотен Тербрюггена стала религиозная тематика. Однако, не только внешние обстоятельства, но и внутренняя склонность определяли выбор сюжетов для полотен мастера. Подтверждением этому служит продуманная композиция и мелкие детали, помогающие раскрыть нравственную глубину сюжета, передать тонкости богословского смысла. Картины Тербрюггена много говорят его зрителю, постепенно, пласт за пластом раскрывают сюжет и являются главными свидетелями глубины и искренности его веры.

Биография

Предположительно, Хендрик Тербрюгген родился в Гааге в 1588 году. Через два года семья переехала в Утрехт, где Хендрик начал обучаться живописи в мастерской Блумарта. В пятнадцатилетнем возрасте Тербрюгген продолжил обучение в Риме, где пробыл до 1614 года. Возвратившись в Голландию, художник стал одним из первых и лучших представителей караваджизма в Северной Европе. Некоторые биографы высказывали предположение о втором путешествии живописца в Италию около 1620 года. Это мнение основано на его поздних работах, в которых сильнее заметно влияние Караваджо.
Тербрюгген был в основном религиозным художником, но он также создал несколько замечательных жанровых работ. В 1616 году Тербрюгген был принят в Гильдию Святого Луки, и в том же году женился. Сохранившиеся документы показывают, что в 1626 году доходы позволили художнику приобрести в городе большой дом. Предположительно в 1627 году Тербрюгген встречался с Рубенсом, посетившим Утрехт.
Умер художник 1 ноября 1629 года в Утрехте во время эпидемии чумы.
Однакоего работы оказали большое влияние на живопись других художников. Творчество Тербрюггена, отличающееся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс, Вермеер и Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.

В XVIII и XIX веках интерес к творчеству Тербрюггена угас. Повторное открытие его картин стало частью переоценки искусства Караваджо в XX веке. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий