Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Произведение Караваджо «Призвание апостола Матфея» считается одним из лучших творений, созданных на достаточно редкий сюжет. Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Матфея (Левия) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». (Мф. 9:9).
Караваджо трактовал сюжет, как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия - это еще одно имя будущего апостола. Охранники, вооружённые молодые люди, одетые по последней моде, повернули головы в сторону вновь прибывших. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный мир Левия. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Растерянный и неуверенный Левий, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня?». Лучи света, освещающие двух молодых людей, создают визуальный контраст между реакциями этих персонажей. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр — лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Иисус появился лишь на мгновение — его босые ноги повёрнуты к выходу.
История создания.
По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино , бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Однако весьма популярный д’Арпино, заваленный заказами, к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Из-за опасений, что к юбилейному году церковь так и не будет оформлена, и, учитывая недовольство французского посла Филиппа де Бетюна, распорядитель фонда разорвал договорённость с д’Арпино и обратился к Караваджо.
Это была первая работа художника, предназначенная не для частных заказчиков, а для широкой публики. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника.
Произведение Караваджо считается одной из самых значительных картин на редко встречающийся в изобразительном искусстве евангельский сюжет о призвании Матфея. В отличие от произведений маньеристов, изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю. Именно это создало огромную популярность его картинам. Драматичность сцены заключается в захваченном моменте, когда присутствующие персонажи находятся в недоумении, а сам Матфей нерешителен и находится в полном замешательстве, вопреки Христу, испытывающему монументальную уверенность. Простую эстетику работы автор заимствует из своей ранней жанровой живописи, поэтому картина имеет много общего с «Гадалкой» и «Шулерами», в которых события также происходят в таверне.
Отношение автора к вере.
Караваджо Микеланджело был человеком, который прошел тернистый жизненный путь, полный роковых ошибок, греховных падений, но невероятных творческих взлетов и душевных смятений. По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках. В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию. В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Безусловно, все эти скитания, многочисленные духовные падения оставили неизгладимый отпечаток на личности живописца. Вся жизнь художника прошла в вечной духовной борьбе, не скрытой, но настоящей. Важно, что именно живопись и творчество приподнимали Караваджо из бездны духовной темноты и заставляли задуматься о вечном. Художника никогда не интересовали вымышленные картины небес. Религия была для него реальностью, растворенной в повседневной жизни. И именно в размышлении над христианскими сюжетами художник пытался найти утешение своей мятущейся души. Ведь, что могло согревать его сердце сильнее, чем фраза Христа: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
Именно в период своих скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Наиболее показательной представляется фраза, приписываемая художнику, из которой явствует, насколько искусство было связано в его жизни с чувством присутствия Творца: «Я беру взаймы тела и предметы, рисую их, чтобы напомнить самому себе магию равновесия, которая управляет всей вселенной. В этой магии душа моя звучит в унисон с единственным звуком, который возвращает меня к Богу».
Биография.
Караваджо Микеланджело родился 28 сентября 1573 г. в местечке Караваджо в Ломбардии (Северная Италия). Художественное образование получил в Милане. В Рим перебрался около 1590 г. Первые годы жизни здесь зарабатывал тем, что писал цветы и фрукты на картинах других художников. Затем стал самостоятельно создавать жанровые произведения и натюрморты. Главное в произведениях Караваджо — характерные типажи людей. Живописец утверждал превосходство непосредственного воспроизведения окружающего мира, простоту и естественность повседневного («Девушка с лютней», 1595 г.).
Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у живописца традиционные религиозные темы. Удивительная конкретность и материальность форм, смелая трактовка библейских персонажей, которые художник наделял сходством с простонародьем, — всё это принесло ему скандальную известность. Зачастую Караваджо трактовал религиозные сюжеты как жанровые сцены («Призвание Матфея», 1597— 1601 гг.; «Обращение Павла», 1601 г.; «Неверие Фомы», 1603 г.). Караваджо прекрасно знал жизнь народа и сделал его героем своих произведений.
От картины к картине усиливается драматизм восприятия, проявляется всё большее тяготение к монументальности, нарастает трагическая сила образов («Положение во гроб», 1604 г.; «Успение Марии», 1605—1606 гг., и др.).
Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.
Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.