yandex

«Преступление и наказание» - Достоевский Федор Михайлович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Преступление и наказание»
«Преступление и наказание»
Автор: Достоевский Федор Михайлович
Жанр: Роман
Дата создания: 1866 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Преступление и наказание» − это роман о преступлении героем, Родионом Раскольниковым, заповеди «не убий» из Десятисловия (Десяти заповедей Закона из Книги Исход, Библия). Ещё до преступления, героя мучает идея об убийстве старухи-процентщицы, злой, жадной, никому не нужной — чтобы украденные у неё деньги пошли на помощь благородным, но бедным людям. Достоевский выразительно показывает, что добрый и отзывчивый от природы, Раскольников одержим идеей, и одержание как духовная болезнь изменяет сознание героя. Он, как в Библии, совершает грех Каина и получает наказание Каина — изгнание из рода людей, что, подобно каиновой печати, становится проклятием его жизни.

Сюжет романа формируется духовными коллизиями на жизненном пути его героя: преступление и наказание — только завязка, а дальше начинается долгий путь восхождения из бездны, куда завёл Раскольникова помрачённый бесовским наваждением рассудок. Вчитываясь в роман, обнаруживаешь, что каждая веха на этом пути отмечена призывом Бога к герою, который либо не замечает, либо отвергает, либо принимает Его. Господь, терпеливый Пастырь, зовёт и стучит в двери его сердца: «Ищите и обрящете. Вас, может, Бог на этом и ждал», — говорит Раскольникову следователь Порфирий Петрович, который словом Евангелия пытается убедить его прийти с повинной, покаяться: «Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» (Мф.7:7). Будущий путь героя к Богу Достоевский намечает двумя событиями Нового завета – воскрешением Лазаря (Ин.11:1-45) и откровением Нового Иерусалима (Откр.21:2). Новым Иерусалимом Церковь по традиции называет Царствие Небесное, что для человека означает возвращение его в исконное райское состояние:

– «Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?

– Верую, – твёрдо отвечал Раскольников <…>

– И-и – и в Бога веруете? Извините, что так любопытствую.

– Верую, – повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия.

– И – и в воскресение Лазаря веруете?

– Ве-верую. Зачем вам всё это?

– Буквально веруете?

– Буквально». —

Вопросы Порфирия не случайны. «Буквальная» вера в воскрешение четырёхдневного мертвеца противоречит земному человеческому опыту и данным науки. «Буквально» в это может верить лишь тот, для кого наука о человеке тесно связана с откровением Бога о нём. До сих пор Раскольников полагался на науку, теперь он хочет верить в Бога, но грех, совершённый им, разорвал живую связь с Небом, и её нужно восстановить.

После разговора с Порфирием, Раскольников идёт к Соне Мармеладовой и видит у неё Евангелие, подаренное убитой им Лизаветой. Он просит прочитать ему о воскрешении Лазаря (Ин.11:1-45): «…Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. <…> Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. <…> Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. <…> Сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший…» (Ин.11:21-25,43-44).

Воскрешение Лазаря – прообраз воскресения души Раскольникова ещё при жизни. На каторге он снова возьмёт в руки Евангелие, душа его пробудится, он покается, полюбит и воскреснет к новой жизни.

Достоевский обращается к Евангелию и в других эпизодах романа. Соня говорит о покойной Лизавете, что «она Бога узрит». Это отсылка к заповеди блаженства: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

Пьяница Мармеладов, в крайней степени своего падения, рассказывает о невольном, но тяжком, грехе Сони, потому что знает — в глазах Божьих это не позор, но жертва во имя любви к родным: «а пожалеет нас Тот, Кто всех пожалел и Кто всех и вся понимал, Он Единый, Он и Судия. Приидет в тот день и спросит: “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?” И скажет: “Прииди! <…> Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” И простит мою Соню … <…> И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: “Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!” И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: “Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!” И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: “Господи! почто сих приемлеши?” И скажет: “Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…” И прострет к нам руце свои, и мы припадём… и заплачем… и всё поймем!..». — Слова Мармеладова о Соне — это отсылка к евангельскому эпизоду о блуднице, помазавшей ноги Спасителя миром, омывшей их слезами любви и покаяния. Христос сказал о ней: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:46).

Мы видим, что Евангелие для Раскольникова, Сони, Мармеладова и Порфирия Петровича — это надежда, спасение и жизнь. Но в устах Лужина, самовлюблённого, способного на клевету и низость, смысл евангельского слова звучит превратно. Он развивает перед Раскольниковым, Разумихиным и Зосимовым теорию «разумного эгоизма» Чернышевского, извращая евангельскую заповедь о любви к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). — Лужин оспаривает Евангелие: «Если мне, например, до сих пор говорили: “возлюби”, и я возлюблял, то что из того выходило? – <…> я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы <…> Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. <…> Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно <…> веду к тому, чтобы ближний получил <…> уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния».

В романе Достоевского «Преступление и наказание» Евангелие оказывает благотворное влияние на тех, кто в Боге оживляет своё сердце. И оно же является объектом самого низкого переосмысления для других, опирающихся на рассудок и культивирующих эгоизм.

История создания.

Идея создания романа восходит ко времени пребывания Достоевского на каторге в Омске, он вынашивал этот замысел шесть лет.

2 июля 1865 года писатель, находясь в крайне затруднительном положении, заключил договор с издателем Ф.Т. Стелловским и принял обязательство написать для него новый роман объёмом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года. — В конце июля 1865 года писатель едет за границу, где начинает работу над романом. Проиграв в рулетку все деньги, лишившись обедов и света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», Достоевский пишет свой роман.

В письме к редактору журнала М.Н. Каткову он объясняет свой замысел: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, <…> живущий в крайней бедности, <…> поддавшись некоторым <…> “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе, <…> решился убить одну старуху, <…> дающую деньги на проценты. Старуха <…> зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. <…>“для чего она живет?”, “полезна ли она хоть кому-нибудь?” и т. д. <…> Он решает убить её, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства <…> и потом всю жизнь быть честным, твёрдым и неуклонным в исполнении “гуманного долга к человечеству”…».

В середине декабря 1865 года писатель отправляет первые главы романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год. Успех первых двух частей романа вдохновил Достоевского, он продолжал писать самозабвенно. В конце 1866 года «Русский вестник» закончил публикацию «Преступления и наказания». Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману. В черновиках роман завершался словами: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Сейчас финал «Преступления и наказания» выглядит иначе, но этими словами высказана основная мысль произведения Ф.М. Достоевского, вошедшего в сокровищницу мировой литературы.

Отношение автора к вере.

Ф.М. Достоевский писал о себе: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого возраста. <…> Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным». Первой детской книгой в семье были «Сто Четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Позже писатель разыскал и приобрёл такой же экземпляр книги и берёг его как святыню.

Переломом в жизни Достоевского стало испытание смертной казнью. В 1849 году он был арестован по делу петрашевцев и приговорён «к смертной казни расстрелянием». Стоя на Семёновском плацу, уверенный, что через считанные минуты «будет со Христом», он пережил помилование как воскрешение из мёртвых. — По дороге на каторгу, в Тобольске, жёны декабристов подарили арестантам Новый Завет в русском переводе. С этой книгой Ф.М. не расставался, постоянно перечитывал её, клал рядом с собой ночью. — На каторге писатель не только не утратил веру в человека, но, напротив, глубже понял простой русский народ, ощутил своё единство с ним. Русский народ, по Достоевскому, это «народ-богоносец», носитель истины Христа. Эта мысль Достоевского звучит в романах «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Всё его зрелое творчество обнаруживает пристальное внимание к душе страдающего человека, поиску Истины, стремлению к духовному перерождению и покаянию за увлечение идеями социализма. Достоевский писал Н.Д. Фонвизиной: «… Я — дитя века, дитя неверия и сомнения <…> Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить <…> я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. <…> верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа <…> Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». — Реализм Достоевского называют «христианским реализмом». Христос стал неявно главным героем его зрелых произведений.

Писатель ездил в Оптину Пустынь и беседовал со старцем Амвросием. Старец так охарактеризовал Фёдора Михайловича: «Этот кающийся».

Умирая, Федор Михайлович просил супругу прочитать ему евангельскую притчу о блудном сыне. Перед смертью причастился. На могильном памятнике писателя начертаны слова Христа из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода». (Ин.12:24).

Биография.

Ф.М. Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных Михаила Достоевского. Писатель называл детство лучшим временем в своей жизни. По вечерам в семье читали Державина, Жуковского, Пушкина, «Историю…» Карамзина. Няня рассказывала детям сказки народов мира. Получив потомственное дворянство, Достоевские покупают имение Даровое под Тулой, где проводят лето. В 1834 году отец отдаёт Фёдора в пансион Л.И. Чермака на Новой Басманной, одно из лучших частных учебных заведений в Москве. В 1837 году, после смерти матери, Фёдор вместе с братом учатся в Главном инженерном училище Петербурга. Там он много читает, пишет драмы, переводит. Окончив училище, зачисляется в Петербургскую инженерную команду, но подаёт в отставку, так как решает посвятить себя литературе.

В 1845 году выходит первый роман Достоевского «Бедные люди», получивший высокую оценку В.Г. Белинского и Н.А. Некрасова. Следующая повесть «Двойник» была встречена прохладно.

В 1847 году писатель посещает кружок Петрашевского и входит в радикальное тайное общество, целью которого было осуществление социального переворота в России. Это увлечение будет описано в романе «Бесы». В апреле 1849 года Достоевский арестован вместе с другими членами общества и приговорён к расстрелу. В момент перед расстрелом было объявлено о замене смертной казни каторгой. Достоевский переживает помилование как воскрешение из мёртвых. Писатель проводит на каторге в Омске 4 года, после чего служит рядовым в Семипалатинске, полностью «излечившись» от идей социализма. В 1856 году новый царь Александр II после коронации подписал помилование петрашевцев.

По возвращении на родину Достоевский пишет «Записки из Мёртвого дома». Книга имела огромный успех и вернула писателю литературное признание. Выходят в свет «Униженные и оскорбленные» и «Записки из подполья» – как полемика с «теорией разумного эгоизма» Чернышевского. В 1860-е годы Достоевский с братом издают журналы «Время» и «Эпоха».

С 1862 года писатель путешествует по Европе, играет в рулетку, пишет роман «Игрок». Наступает время его «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-1880). Незадолго до смерти писатель произнес знаменитую речь, посвящённую открытию памятника Пушкину в Москве. Писатель умер 9 февраля (28 января) 1881 года. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с писателем пришло великое множество людей.

Автор текста: Мосунова Наталья Михайловна.

FB2

EPUB

Оставить комментарий