Портал «Красные Врата» - Жан де Шелль и Пьер де Монтрёй

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Портал «Красные Врата»
Портал «Красные Врата»
Автор: Жан де Шелль и Пьер де Монтрёй
Местонахождение: Собор Нотр Дам, Париж, Франция
Произведение: Портал «Красные Врата» (Portail du Cloître)
Жанр: Скульптура
Год создания: Середина XIII века
Эпоха: Средние века, Ранняя готика
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Портал «Красные Врата», возведённый архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монтрёем в середине XIII века, расположен в северном трансепте собора Парижской Богоматери. Раньше он вёл в монастырь, который находился рядом с собором.

На междверном столбе Красных Врат сохранилась подлинная мраморная скульптура XIII века, изображающая Богоматерь с Младенцем (Лк.1:28,42). Фигура Младенца Иисуса была утрачена во время Французской революции, фигура Святой Девы, изваянная в полный рост, осталась невредимой и столь же величественной.

В нижнем ярусе тимпана над Красными Вратами помещена скульптурная композиция со сценами из жизни Младенца Христа – Рождество, Принесение во храм, избиение Иродом младенцев, бегство в Египет. В средней его части находится сцена Коронования Девы Марии Иисусом Христом в присутствии царственных особ – короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской. Рядом показаны сцены чудес с участием Святых Марселя и Феофила. Святой Марсель извлекает дьявола-дракона из тела скончавшейся грешницы. Святой Феофил, продавший душу дьяволу для наследования епископского сана, раскаивается и молится Деве, которая спасла его из адовых объятий, разорвав договор с сатаной. В самой верхней части тимпана изображён проповедующий Епископ, окружённый верующими. На архивольтах портала традиционно показан Рай, населённый Святыми и Праведниками.

Во время Французской революции, в 1793 году, скульптуры Нотр Дам подверглись осквернению и частичному разрушению, но были воссозданы по прежним образцам при реставрации XIX века скульптором Жоффруа Дешомом под руководством архитектора Эжена Виолле ле Дюка. Сохранившиеся фрагменты статуй Добродетелей и Волхвов, украшавших Красные Врата в XIII столетии, находятся сейчас в музее Клюни.

История создания.

Над возведением Собора Парижской Богоматери трудились многие архитекторы, но его главными зодчими считаются Жан де Шелль и и Пьер де Монтрёй, руководившие работами с 1250-го по 1265-й и 1267-й годы соответственно. Известно, что Монтрёй работал над возведением трансепта и его порталов, а также портала «Красной Двери» на северной стороне собора. Здание было, в целом, построено к 1345 году, после этого оно сохранилось, без существенных достроек и переделок, до начала XVIII века, когда, собственно, и произошло его посвящение Богоматери.

Реставрация Нотр Дам, под руководством архитектора Виолле ле Дюка, началась в 1841 году. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились более двух десятилетий. Искусствоведами признается высокое качество реставрационных работ, скульптурные элементы XII – XIII веков почти невозможно отличить от воссозданных Эженом Виолле ле Дюком, Адольфом Виктором Жоффруа Дешомом и их помощниками, настолько уважительно и бережно все они отнеслись к памятнику средневекового зодчества.

Отношение автора к вере.

О подробностях личной жизни архитектора, за давностью лет, известно очень мало. Об отношении Пьера де Монтрёй к религии мы можем судить лишь по его работам. Известен огромный творческий вклад мастера во французское средневековое зодчество, в том числе и возведение собора Парижской Богоматери. Большая часть его архитектурного наследия связана с церковным строительством. В этих великолепных творениях автор передаёт своё преклонение перед подвигом Сына Божия, Девы Марии, Святых и Апостолов. Христианские чувства мастера, запечатлённые в памятниках архитектуры Франции XIII столетия, навсегда остались в веках.

Биография.

Пьер де Монтрёй родился около 1200 года, в местечке Монтрёй (сейчас это восточный пригород Парижа), и принадлежал к династии парижских архитекторов. Он известен также как Пьер из Монтрейля, Пьер де Монтрейль, Пьер де Монтеро, Пьер де Монтро.

Монтрёй участвовал в строительстве аббатства Сен Дени (1231), новой трапезной для аббатства Сен Жермен де Пре (1239). Его авторству приписываются часовня на территории Сен-Жерменского дворца и трапезная церкви Сен Мартен де Шан (сейчас это зал библиотеки парижской Консерватории искусств и ремёсел). С XVII века архитектор работал над созданием часовни короля Людовика IX Сен Шапель (1243 – 1248). Около 1250 года он трудился над сооружением большой часовни Богоматери для аббатства Сен Жермен де Пре. В 1265 году Пьер Монтрёй сменил зодчего Жана де Шелля на строительстве парижского собора Нотр Дам, он занимался возведением южной части трансепта, а также устанавливал «красную дверь» в северном портале.

Умер архитектор 17 марта 1267 года в Париже и был погребён, вместе с женой Агнессой, в построенной им же часовне Богоматери в Сен Жермен де Пре. На его надгробной плите был изображён зодчий с линейкой и циркулем и выгравирована эпитафия, упоминавшая звание «наставника каменщиков». Часовня этого парижского монастыря была разрушена в 1794 году, во время Французской революции.

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий