yandex

«Поклонение волхвов» - Леонардо Да Винчи

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Поклонение волхвов»
«Поклонение волхвов»
Автор: Леонардо Да Винчи
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Произведение: «Поклонение волхвов»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1481 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Многофигурная композиция гения Высокого Возрождения осталась незаконченной, но даже в таком виде этот шедевр удивительно эмоционален. Сюжет представляет собой библейскую сцену «Поклонения волхвов»: «...увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну...» (Мф.2:9-11).

В центре картины художник выстроил композиционный треугольник, вершиной которого является голова Богоматери. Фигуры волхвов по краям органично завершают композицию первого плана. Пустое пространство спереди словно приглашает зрителей «войти» в этот божественный мир и «приблизиться» к Богородице и младенцу Христу для поклонения.

Второй план композиции имеет сложное аллегорическое значение. Дуб, произрастающий в центре на холме – древний символ вечности, пальма - растение, ветвями которого современники приветствовали Христа в Иерусалиме как Царя. Многочисленные люди, наблюдающие за сценой - это те, кто во все времена приветствуют появление Спасителя как избавителя от зла. На фоне развалин некогда величественного языческого храма мы видим вооружённых воинов. Пара всадников пытается прорваться через ворота. В правой части картины происходит битва, один из участников которой изображен в виде дракона. Старый мир находится во власти войн, зла и насилия, которое захватывает, в том числе человеческие души, но после Рождества Христова разрозненность и враждебность могут быть преодолены. Придя в этот грешный мир, младенец Христос дарует всем надежду на спасение.

История создания

Картина «Поклонение волхвов» была заказана Леонардо да Винчи монахами монастыря Сан-Донато а Скопето в 1481 году. Она должна была украсить алтарь главного монастырского храма. Художник прервал работу над полотном, предположительно из-за переезда в Милан, и больше к этой работе не возвращался. После его отъезда монахи пытались обратиться к Филиппино Липпи с предложением завершить композицию.

Дж. Вазари, известный своими «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» так охарактеризовал да Винчи: «…Леонардо многое начинал, но ничего никогда не заканчивал, так как ему казалось, (…) рука не способна достигнуть художественного совершенства, поскольку он в своем замысле создавал себе разные трудности, настолько тонкие и удивительные, что их даже самыми искусными руками ни при каких обстоятельствах нельзя было бы выразить…».

Отношение автора к вере

Зачастую эпоху Ренессанса ошибочно считают временем отхода от духовных начал. Справедливо будет заметить, что в это время меняется лишь отношение к месту человека во Вселенной. Присущий эпохе Ренессанса антропоцентризм существовал в божественной системе координат. Человек, созданный по образу и подобию Бога, наделялся колоссальной ответственностью: он должен был с достоинством и добродетелью нести свое имя. Восхищение Творцом проявлялось в Леонардо в постижении всего разнообразия природы. Он оставил множество дневников и неоконченных трактатов, посвященных богатству и искусности зримого божественного мира. Он наблюдал и перечислял множество видов животных и растений, природных явлений, поведение воды в морях, реках, озерах, ручьях и источниках. Он отмечал тончайший художественный вкус, с которым создана природа, описывая всевозможные оттенки времени дня и года, нюансы зелени при разных погодных условиях. Возможно, трактаты не были закончены из-за невозможности объять божественный замысел. Живопись была также для Леонардо наукой. Наукой познания созданного Творцом мира.

Биография

Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, естествоиспытатель, исследователь, один из крупнейших представителей эпохи Высокого Возрождения. Леонардо воплотил в себе идеал ренессансного гуманизма, стал синонимом «универсального гения». Его интересы включали изобразительное искусство, архитектуру, математику, астрономию, ботанику, анатомию, геологию, военную инженерию, музыку.

Леонардо родился в 1452 году в небольшом итальянском городке Винчи недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном состоятельного нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки по имени Катерина. В 1466 году, в возрасте 14 лет, Леонардо поступил подмастерьем в одну из лучших флорентийских мастерских скульптора и живописца Андреа Верроккьо, среди учеников которого также были Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и Лоренцо ди Креди. Леонардо познакомился с гуманитарными и естественными науками, учился рисованию и живописи, а также приобрел навыки работы с металлом, гипсом и кожей. В 1472 году, в возрасте 20 лет, Леонардо вступил в Гильдию Святого Луки и смог самостоятельно исполнять заказы.

С 1482 по 1499 год он работал в Милане при дворе герцога Людовико Сфорца, где был задействован во множестве проектов, включая создание внушительных размеров бронзовой конной статуи кондотьера Франческо Сфорца (была осуществлена только его гипсовая модель) и разработку театрализованных представлений. Здесь он также исполнил «Мадонну в скалах» для капеллы Непорочного Зачатия в церкви Сан Франческо Гранде и «Тайную вечерю» в церкви Санта-Мария делле-Грацие.

В 1499 году, с началом Второй итальянской войны, Леонардо покинул Милан и ненадолго перебрался в Венецию, где служил военным архитектором и инженером. В 1500 году он, вероятно, вернулся во Флоренцию, где получил заказ от монашеского ордена сервитов на запрестольный образ для церкви Сантиссима Аннунциата. Согласно биографу Джорджо Вазари, «монахи взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, святой Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ».

В последующие годы Леонардо состоял на службе военным инженером у Чезаре Борджиа, сына папы Александра VI. Вернувшись во Флоренцию, он работал над ныне утраченной фреской «Битва при Ангиари» (впоследствии Питер Пауль Рубенс выполнил копию ее подготовительного картона) и вновь посетил Милан.

С 1513 по 1516 годы Леонардо обосновался в ватиканском Бельведере при папе Льве X, где в то время работали Рафаэль и Микеланджело. 19 декабря 1515 года да Винчи присутствовал при встрече французского короля Франциска I с папой Львом Х. В 1516 Леонардо принял приглашение Франциска и поселился в замке Кло-Люсе неподалёку от королевского замка Амбуаз. Во Францию он забрал с собой самое известное ныне его творение – портрет «Моны Лизы».

Леонардо да Винчи ушел из жизни 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет. По свидетельству скульптора Бенвенуто Челлини, король Франциск сказал о да Винчи: «Никогда прежде мир не рождал человека, который знал бы столько, сколько знает Леонардо. И не только о живописи, скульптуре и архитектуре… Он был прежде всего великим философом».

Автор текста: Светлана Королева.




Оставить комментарий