«Покаяния отверзи ми двери» - Ведель Артемий Лукьянович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Покаяния отверзи ми двери»
«Покаяния отверзи ми двери»
Автор: Ведель Артемий Лукьянович
Произведение: «Покаяния отверзи ми двери»
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1767 – 1808 гг.
Стиль:духовное произведение

Описание произведения.

«Покаяния отверзи ми двери» - духовное произведение А.Л.Веделя для хора и солиста, исполняемое на богослужениях в Великий Пост и в подготовительные недели, начиная с Недели мытаря и фарисея. Текст сочинения покаянного характера основан на молитве мытаря из Евангелия от Луки. Песнопение исполняется на воскресном Всенощном бдении – вечером в субботу. «Покаяния отверзи ми двери» одно из самых известных и исполняемых сочинений А.Л.Веделя. Несмотря на несколько столетий запрета произведений автора, это покаянное песнопение было самым известным в России в «великопостном» репертуаре. Композитор создал удивительное по глубине покаяния произведение – каждое слово отражается в сердцах слушателей-молящихся, а партия солиста еще более усиливает это впечатление. Соло звучит уверенно, композитор ярко обрисовывает раскаяние в душевной нечистоте, желание стать лучше, молитву о спасении. Существует великолепная запись прошлого века, где соло исполняет великий Ф.И.Шаляпин.

История создания.

Произведение «Покаяния отверзи ми двери» написано А.Л.Веделем для богослужебного исполнения, но с течением времени сложилась традиция исполнять его в качестве концертного. При этом, все сочинения композитора требуют высокого профессионализма от исполнителей, чтобы верно интерпретировать замысел автора. Стиль барокко подарил миру много прекрасных музыкальных произведений, в это время получил развитие и распространение жанр духовных гимнов – сочинений на псалмы. Лучшие кантаты, библейские оратории, богослужебные песнопения Великого Поста, Пасхи и Рождества Христова были написаны в эту щедрую эпоху.


Отношение автора к вере.

Артемий Лукьянович Ведель родился в православной семье и получил классическое воспитание и образование. С раннего возраста будущий композитор пел в церковном хоре, затем стал писать духовную музыку и произведения для богослужений, а также обучать певчих. По воспоминаниям любимого ученика А.Веделя протоиерея Петра Турчанинова, композитор вел жизнь аскетическую и при всей славе, которая его окружала, он не прельщался богатством и положением, много молился или сочинял музыку. Впоследствии тот же протоиерей Турчанинов, а также некоторые другие знакомые композитора, свидетельствовали о его юродстве ради Христа.

Биография.

Будущий церковный певчий, композитор и педагог А.Л.Ведель родился в 1767 году в Киеве на Подоле в обеспеченной мещанской семье. Сведений о нем осталось не так много и большая часть их получена из воспоминаний его ученика Турчанинова. Известно, что с раннего детства у Артемия проявился талант к музыке – он имел замечательный тенор, который приводил в волнение всех слушателей. Ведель получил достаточное образование для того времени – он поступил в академический хор, затем в Киевскую духовную академию. Учась в философском классе, стал регентом академического хора. Конечно, будущий композитор учился музыке, но к тому же имел огромный талант все постигать практически и очень успешно - в студенческом оркестре он стал первым скрипачом-солистом. Слава о прекрасном теноре распространилась далеко за пределы Киева, и московский генерал-губернатор Еропкин пригласил его в Москву. После его смерти в 1794г. композитор вернулся обратно в Киев.

Удивительно, что и после подростковой «ломки» голос Веделя остался таким же прекрасным, ничуть не изменившись. Вот что вспоминает о нем Турчанинов, который юношей пел в хоре генерала Леванидова: «Мы спели старинный концерт Рачинского «Возлюблю Тя, Господи», в котором есть соло тенору. И как Ведель запел, то генерал и все присутствовавшие восхищены были до небес. Я же забыл, где нахожусь, а только слушал и восхищался небесным пением Веделя.» Генерал пригласил Артемия Лукьяновича управлять хором, произвел в поручика, затем в капитана и сделал своим адъютантом. Хор быстро приобрел известность и стал лучшим в Киеве. Это был период расцвета композиторского таланта Веделя. Помещики дорого платили за каждую пьесу, переписанную для их капелл. Однажды, после исполнения концерта «Доколе, Господи...» князь Дашков снял с себя золотой шарф, и положив в него 50 червонцев, подарил автору.

В 1795 г. генерал Леванидов получил назначение в Харьков и Ведель переехал вместе с ним. Турчанинов, бывший его любимым учеником и живший несколько лет с ним вместе, изображает его в своих мемуарах как человека религиозного, целомудренного, истинного постника и аскета в условиях мирской жизни. Состоя на военной службе, Ведель вел замкнутый и созерцательный образ жизни, избегал общества и развлечений. Дома занимался сочинением музыки, чтением и молитвой. Ежедневно ходил в церковь, часто причащался, не ел мяса, спал на грубом войлоке. Он старался скрывать свой образ жизни от товарищей, но Леванидов однажды подглядел, что делает Ведель в свободное время - он стоял на коленях перед иконами и пел.

Кроме композиторской деятельности, Ведель открыл вокальные классы, и его ученики успешно проходили конкурс в главные хоровые коллективы Российской Империи – руководитель Придворно-Певческой Капеллы Д.С.Бортянский высоко отзывался о талантах Артемия Лукьяновича.

В 1798 г. Ведель уволился со службы, раздал свое имущество и вернулся в Киев в родительский дом. Он неожиданно для всех начал юродствовать. Одни его считали помешанным, но близко знавшие его люди (Турчанинов, прот. И. Леванда) были уверены, что юродство это - добровольно и сознательно. Композиции и в это время Ведель не оставлял. Его всячески поддерживали многие влиятельные и обеспеченные люди, включая губернатора, но он все приносимое раздавал солдатам и нищим.

Турчанинов вспоминает, что умер композитор в 1810 г., в родительском доме, куда переехал за несколько дней до смерти, в садике, стоя на молитве. Погребение было очень многолюдным и торжественным. Но, к сожалению, спустя четверть века, Турчанинов, будучи проездом в Киеве, уже не смог отыскать могилу своего учителя.

Музыка А.Л. Веделя была созвучна эпохе, но в тоже время очень самобытна. Несмотря на запреты и полное отсутствие публикаций в течение длительного времени (до конца XIX века), некоторые сочинения (прежде всего, «Покаяния») стали едва ли не обязательной частью репертуара многих церковных хоров. В настоящее время произведения композитора возвращаются из небытия, они изучаются, исполняются и записываются. Примечательно, что много духовных концертов композитора написаны на псалмы, в которых псалмопевец ищет защиты у Господа в несправедливых гонениях. Такой была жизнь композитора, все скорби и печали он приносил Богу.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,

утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,

храм носяй телесный весь осквернен;

но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне и присно и во веки веков, аминь:

На спасения стези настави мя, Богородице,

студными бо окалях душу грехми

и в лености все житие мое иждих;

но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей

и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный,

трепещу страшнаго дне суднаго,

но надеяся на милость благоутробия Твоего,

яко Давид вопию Ти:

помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Оставить комментарий