«Пойду в скуфье смиренным иноком...» - Сергей Есенин

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Пойду в скуфье смиренным иноком...»
«Пойду в скуфье смиренным иноком...»
Автор: Сергей Есенин
Произведение: «Пойду в скуфье смиренным иноком...»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1914-1922 г.
Эпизод в Библии:

*****

Пойду в скуфье смиренным иноком

Иль белобрысым босяком —

Туда, где льётся по равнинам

Берёзовое молоко.

Хочу концы земли измерить,

Доверясь призрачной звезде,

И в счастье ближнего поверить

В звенящей рожью борозде.

Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари

Сгребая сено на покосах,

Поют мне песни косари.

Глядя за кольца лычных прясел,

Я говорю с самим собой:

Счастлив, кто жизнь свою украсил

Бродяжной палкой и сумой.

Счастлив, кто в радости убогой,

Живя без друга и врага,

Пройдёт просёлочной дорогой,

Молясь на копны и стога.

Описание произведения.

Лирическим героем стихотворения «Пойду в скуфье смиренным иноком...» является сам поэт. Он мечтает стать или «иноком», или «белобрысым босяком», чтобы отыскать место, «где льётся по равнинам / Берёзовое молоко». Образ молочных рек взят поэтом из волшебных сказок и означает обилие, евангельский избыток: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Ин. 10:10). — Иными словами, герой ищет райский сад, полноту жизни. Есенин вводит эпитет «берёзовый», подчёркивая гармонию рая с русской природой и надеясь, что сад он отыщет в пределах своей родины.

Вторая строфа расширяет значение первой: «Хочу концы земли измерить, / Доверясь призрачной звезде, / И в счастье ближнего поверить / В звенящей рожью борозде». Герой стремится обойти мир от края до края и отыскать счастье, которым, по убеждению поэта, является крестьянский труд и служение Богу. Образ призрачной звезды вводит в стихотворение мотив тайны, связанный в раннем творчестве Есенина с духовной, Божественной реальностью. Словами «доверясь призрачной звезде» Есенин говорит об озарении, пришедшем к его герою с неба.

В родной природе поэт видит отражение рая: «Рассвет рукой прохлады росной / Сшибает яблоки зари». Заря (Христос) обитает в пресветлом саду, полном изобилия. «Яблоки», о которых пишет Есенин, не являются материальными, но намекают на несомненное присутствие совершенного мира. Идиллию продолжает образ счастливых косарей: «Сгребая сено на покосах, / Поют мне песни косари». — Крестьянский труд на земле свят он приближает человека к счастью, совершенству, Богу.

Однако блажен не только трудящийся на земле. Счастлив и тот, кто идёт по этому миру по пути богоискания, то есть сам странник: «Глядя за кольца лычных прясел, / Я говорю с самим собой: / Счастлив, кто жизнь свою украсил / Бродяжной палкой и сумой». Слово прясло в этом контексте обозначает изгородь из лыка. Глядя за «кольца лычных прясел», лирический герой будто бросает взгляд за край этого — обычного мира и прозревает мир истинный.

Образ истинного счастья раскрывается в последней строфе: «Счастлив, кто в радости убогой, / Живя без друга и врага, / Пройдёт просёлочной дорогой, / Молясь на копны и стога». Блаженство на земле, по мнению поэта, не связано с материальным достатком — оно достигается богоискательством, преображение природы в храм под открытым небом и накоплением духовных богатств. (Ин.6:19-21).

История создания.

Стихотворение «Пойду в скуфье смиренным иноком...» неоднократно перерабатывалось поэтом. Первый наборный экземпляр помечен 1914 годом, но поэт редактировал произведение вплоть до 1922 года, поэтому стихотворение датируется 1914-1922 гг.

Первая редакция опубликована в «Русской мысли», где вместо прямого обращения к Руси, появились строки: «Хочу концы земли измерить / По отуманенной росе». Вскоре у стихотворения было снято заглавие «Инок». Но наиболее значительные изменения автор внёс в 1922 г. Вместо определения пути героя «к монастырям» появляется характеристика его второй ипостаси — «Иль белобрысым босяком», вместо «иду в другие берега» и «бесплотного причастья» возникает «убогая радость», жизнь «без друга и врага», уподобленная пути по «просёлочной дороге». Но характерно, что при этом образ «смиренного инока» остаётся центральным. Казалось бы, подобное слияние инока и босяка можно было отнести к числу имажинистских эпатажей. Но даже изначальный текст стихотворения говорит о том, что Есенина в иночестве влекла не церковно-молитвенная сторона, а видевшаяся ему в этом облике отрешенность, независимость от мира, освобожденность от всего внутренне чуждого его духу.

Во всех редакциях оставались неизменными две строки: «И в счастье ближнего поверить» и заключительная «Молясь на копны и стога». Их, по сути, можно считать ключевыми.

Начиная с 1916 года, стихотворение часто приводилось в критике как пример воздействия на Есенина поэзии Клюева. Общность с Клюевым, проявившуюся в этом стихотворении, отмечал, например, П.Н. Сакулин. Ю.Н. Тынянов писал, что «светлый инок» Есенина появляется в «клюевской скуфейке». П.В. Орешин, отмечая, что до революции Есенин писал, «подражая исключительно Клюеву, изредка прорываясь своими самостоятельными строками и образами», утверждал: «...кто же не видит, что „пойду в скуфье смиренным иноком“ — это целиком клюевская строчка, а „иль белобрысым босяком“ — строчка совершенно самостоятельная, строчка есенинская, из которой в дальнейшем и развилась его поэзия». П.В. Орешин, видимо, полагал, что обе эти строки относятся к одному времени, однако первая из них сложилась ещё до личного знакомства Есенина с Клюевым, а вторая появилась лишь в 1922 г. — Из этого факта можно сделать заключение, что мечта поэта об иноческой доле как доле иного пути в этом мире — непреложная мысль Есенина.

Отношение автора к вере.

Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.

Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.

Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».

В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».

Биография.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.

В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).

Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.

В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

Пойду в скуфье смиренным иноком. читает В. Зозулин.
--:--
01:22
1x

Оставить комментарий