Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Площадь начинается от собора Святого Петра, от самой лестницы, ведущей к фасаду, возведенному в начале XVII века архитектором Карло Мадена. У подножия этой лестницы в 1847 году были поставлены гигантские скульптуры, изображающие Святых Апостолов Петра и Павла.
По форме площадь состоит из двух частей – ближе к собору находится вытянутая и немного неровная трапеция, бОльшим основанием раскрывающаяся к собору. Это сделано, чтобы поиграть с эффектом перспективы и представить собор Святого Петра более легким, чем он есть на самом деле. Вторая половина площади – это ovato tondo – овал, в который вписаны два круга. Центром этой части является египетский обелиск.
По бокам площадь охватывает грандиозная колоннада, изображающая собой руки Церкви, готовой обнять любого верующего. Если же посмотреть на всю композицию сверху, то площадь с собором как бы изображают ключ, и это является отсылкой к тем ключам от Светлого Рая, которые по традиции являются атрибутами Святого Апостола Петра.
Колоннада была призвана подчеркивать красоту собора, а не спорить с ней. Для этого Бернини использовал колонны дорического ордена, поставив их в четыре ряда. Такое массивное сооружение вызывает чувство благоговения. Как прекрасный архитектор, Бернини создал оптическую иллюзию: если подойти ближе к обелиску, в центр одного из кругов, которые включены в ovato tondo, то кажется, что колонны поставлены не в четыре ряда, а всего в один: это достигнуто продуманными пропорциями. Колоннада перекрыта плоскими крышами, заканчивающимися традиционными треугольными фронтонами, а вдоль всего ее протяжения расставлено 140 скульптур святых, символизирующих объединение Церкви Земной и Небесной. Крылья колоннады называются крылом Константина и крылом Карла – по скульптурам, стоящим в нартексе за фасадом Карло Модены, у основания крыльев.
В центре площади расположен обелиск. Он был изначально воздвигнут в Древнем Египте, в городе Гелиополе, неизвестным ныне фараоном. В 37 году н. э. император Калигула перевез обелиск в Рим и поставил в центре нового, возводимого по приказу этого императора, цирка (позже известного как цирк Нерона). Именно у этого обелиска в 64-65 годах по приказу Нерона проводились казни христиан, в том числе Святого Апостола Петра. Так как обелиск был молчаливым свидетелем смерти Первоапостола, этот монумент в христианское время не трогали. Вплоть до XVII века обелиск венчал шар из позолоченной бронзы – римляне верили, что в нем хранится прах Юлия Цезаря. Перемещен на площадь монумент был архитектором Доменико Фонтана в 1586 году. В ходе перестройки Бернини обелиск сместили в центр новой площади. При этом шар сняли (никакого праха там, естественно, не было) и заменили на крест. Также в это время был создан пьедестал, украшенный львами и гербами рода Киджи (Чиги), к которому принадлежал патрон Бернини, Александр VII.
Площадь вымощена камнями, и на ней выложены травертином (итальянским известняком) длинные прямые линии, расходящиеся от центра – таким образом, что обелиск является гномоном огромных солнечных часов.
Завершают композицию площади два изысканных фонтана, один работы Карло Мадена, другой – Джованни Лоренцо Бернини.
История создания.
Площадь перед собором Святого Петра в Риме появилась только в середине XVII века. В Средневековье, когда на месте нынешнего собора стояла Базилика Святого Петра, построенная по приказу императора Константина Великого, необходимости в площади не было. Структура базилики включала внутренний двор – атриум – находившийся за оградой церкви и служивший для собраний. К ограде церкви снаружи подступали улицы и городские кварталы.
После 1506 года, когда началась перестройка собора, менялась и территория вокруг него. В 1586 году Доменико Фонтана поставил перед новым собором египетский обелиск, прежде находившийся в центре цирка Нерона, где был распят Святой Апостол Петр. Обелиск стоял на своем исконном месте с 37 года нашей эры – и пока здесь существовал цирк, и пока возвышалась базилика Святого Петра. В 1613 году, после завершения работ по фасаду, Карло Модена поставил на площади фонтан.
В таком, не оформленном и несимметричном (что было очень важно для эпохи барокко) виде, площадь просуществовала до момента, когда папа Александр VII поручил Джованни Лоренцо Бернини привести в порядок пространство перед главным фасадом собора, чтобы «как можно больше людей могли прийти под благословение папы римского». Это была достаточно сложная задача, так как собор Святого Петра стоит на холме, и площадь перед ним располагается под большим углом к подошве. Кроме того, необходимо было считаться с западным фасадом собора, выстроенным Карло Моденой. В середине XVII века этот фасад критиковали за излишнюю крупность форм, и Бернини предстояло «погасить» это ощущение. Также стоило скрыть от взоров посетителей многочисленные здания Ватикана, возвышающиеся справа от собора. Со всеми этими задачами архитектор успешно справился.
Бернини работал до того над интерьером собора в течение почти 20 лет, и еще более 10 – над оформлением площади, которая была закончена в 1667 году. Последним дополнением стала установка второго фонтана в 1675 году. После этого облик самой площади уже не менялся.
В первой половине XX века по приказу Муссолини были снесены жилые кварталы эпох Античности, Средневековья и Возрождения, находившиеся к востоку от площади, и проложена прямая улица к замку Михаила Архангела и мосту через Тибр. Тем самым был уничтожен важный для барокко эффект, когда собор внезапно открывался идущим к нему людям.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.