Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Скульптурная композиция из глазурованной терракоты «Пьета (Оплакивание Христа)» была создана выдающимся итальянским мастером кватроченто - Джованни делла Роббиа в первой четверти XVI века.
Полихромная скульптурная группа «Пьета», изображающая одну из сцен Страстей Господних, представляет Божию Матерь, оплакивающую Сына. На коленях согбенной, почерневшей от горя Девы Марии лежит бездыханный, снятый с Креста Иисус. Богородица склонилась над Его телом, одной рукой поддерживая за шею, второй – за бёдра. Лик Марии скорбен, но спокоен.
Христос изображён лишь в набедренной повязке, на Его измученном теле отчётливо видны раны от распятия и удара копьём. Голова Спасителя со спутанными локонами запрокинута, глаза прикрыты, на лице с заострившимися чертами выражение долгожданного успокоения – Он выполнил Свою земную миссию.
Скульптура полихромна – мафорий Богоматери голубого цвета, хитон – коричневый, плат – ослепительно белый. Тело Иисуса смуглое, со следами от ран и побоев. На нём чётко выделяется кусок белой, с простым узором, ткани, которым прикрыты бёдра Спасителя. Некоторая непропорциональность фигур и неестественность поз придаёт композиции драматизм и дополнительную экспрессию. Используя цветовые и пластические эффекты, Джованни делла Роббиа наполняет скульптуру чувствами скорби, горя, но также великой Любви.
История создания
Джованни делла Роббиа продолжает развивать технику майоликовой скульптуры, изобретённую его двоюродным дедом, Лукой делла Роббиа. Пластичной глине придаётся прочное покрытие на основе олова. Глазурованная терракота даёт мастеру возможность декорировать множество итальянских соборов и церквей полихромной скульптурой потрясающей красоты, не теряющей своей целостности и яркости веками.
Джованни привносит в технологию изготовления майолики новшества, позволяющие добиваться более широкой цветовой гаммы терракотовых рельефов и скульптурных композиций. При создании рельефов, он отходит от гладкого монохромного фона, отдавая предпочтение узорчатым, пейзажным или архитектурным основам.
Скульптурная группа «Пьета», выполненная мастером из глазурованной терракоты в 1510 – 1520 годах (размер 72 x 44 x 33 см), сейчас экспонируется в Национальной Галерее искусств в Вашингтоне, куда поступила из коллекции Сэмюэля Генри Кресса.
Отношение автора к вере
О личной жизни Джованни делла Роббиа известно немного. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии. Джованни продолжил работу над усовершенствованием техники глазирования терракоты, которую изобрёл его дед, Лука делла Роббиа, что позволило придать скульптурным работам на библейские темы большую выразительность и сохранить их на долгие годы.
За время своего творчества мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Богородицы и святых. В своих скульптурных композициях делла Роббиа наделяет библейских персонажей человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Его новозаветные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные чувства художника.
Самая значительная работа Джованни делла Роббиа, говорящая о его приверженности христианским ценностям, – фриз на фасаде городской больницы (Ospedale del Ceppo) в Пистойе (1514 – 1529) с семью картинами милосердия и добродетели. Шесть рельефов созданы самим скульптором – «Одевание нагих», «Омывание ног паломникам», «Посещение больных», «Посещение узников», «Проводы усопших» и «Кормление голодных», а последний рельеф создан его учениками.
Биография
Джованни делла Роббиа – знаменитый флорентийский скульптор эпохи Высокого Возрождения, продолжатель художественной династии делла Роббиа, мастер техники полихромной глазурованной терракоты.
Джованни родился в 1469 году, в семье выдающегося мастера майолики, Андреа делла Роббиа. Он был братом скульптора Джироламо делла Роббиа и внучатым племянником основателя династии, Луки делла Роббиа. Большую часть творческой жизни Джованни работал помощником отца, впоследствии унаследовав семейную мастерскую. Он первым из делла Роббиа начал подписывать и датировать свои работы, а также придал большее значение полихромной составляющей терракотовой скульптуры. Мастер был знаменитым копировщиком работ не только своего отца и дяди, но и других итальянских скульпторов – Антонио дель Поллайоло, Да Сеттиньяно и Андреа Верроккьо.
Одни из самых известных его работ – фонтан в ризнице флорентийской базилики Санта Мария Новелла (1497), представляющий собой чашу из мрамора в нише с рельефом Мадонны и двух Ангелов на фоне моря и фруктовых деревьев, рельеф «Страшный Суд» в церкви Сан Джироламо в Вольтерре (1501), рельеф «Мадонна с Ангелами и Святыми» в пизанском Кампо-Санто (1520), рельеф «Рождество Христово» в церкви Сан Джироламо во Флоренции (1521) и другие. Джованни пережил своего знаменитого отца только на четыре года – он умер во Флоренции в 1529 году.
Автор текста: Марина Румянцева.