Пьета (Оплакивание Христа) - Амадео Джованни Антонио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пьета (Оплакивание Христа)
Пьета (Оплакивание Христа)
Автор: Амадео Джованни Антонио
Местонахождение: частная коллекция
Произведение: рельеф «Пьета (Оплакивание Христа)»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1475 г.
Эпоха: Раннее Возрождение

Описание произведения

Мраморный рельеф «Пьета (Оплакивание Христа)» был создан в последней четверти XV века выдающимся мастером эпохи Ренессанса- Джованни Антонио Амадео. Точных сведений о местонахождении произведения нет. Предположительно, оно хранится в частной коллекции.

Скульптурная группа «Пьета (Жалость)», изображающая одну из сцен Страстей Господних, представляет Божию Матерь, оплакивающую Сына. Двухфигурная композиция дана высоким, почти скульптурным рельефом на живописном пластическом фоне, заключённом в массивную мраморную раму. На коленях сидящей на небольшом возвышении Девы Марии полулежит бездыханный, снятый с креста Иисус. Одной рукой Мать поддерживает Его голову, другой обхватила бёдра. Склонённый лик Марии выражает скорбь, взгляд не отрывается от лица Сына. Она снова держит Его в своих объятиях – как тогда, когда Он был ещё младенцем.

Тело Христа со следами ран и мучений прикрыто лишь набедренной повязкой, руки безвольно повисли. На прекрасном лице Спасителя, обрамлённом длинными вьющимися волосами и небольшой бородкой, выражение покоя. Он выполнил Свою земную миссию.

Библейские образы, а также второстепенные детали рельефа исполнены Джованни Антонио Амадео с точной и скрупулёзной проработкой всех подробностей и гармонично объединены в эмоционально насыщенную композицию. Игра света и тени на поверхности мрамора сообщает скульптуре иллюзию движения и оживляет камень, включая зрителя в происходящее и заставляя его сопереживать. Композиция наполнена чувствами трагизма, безысходности, горя, но и – Божественного света.

История создания

После свой первой крупной работы по украшению Капеллы Коллеони в Бергамо (1470–1475), Джованни Антонио Амадео начал получать многочисленные заказы на оформление церквей Северной Италии. «Пьета» была создана мастером, предположительно, в 1475 году. В это время он работал над декорированием, по крайней мере, трёх церквей – Капеллы (Часовни) Коллеоне, Пармской обители и монастыря Чертоза ди Павиа.

Является ли рельеф скульптурным элементом декора какого-либо храма или самостоятельным произведением, доподлинно неизвестно. Также нет полной определённости по его местонахождению в настоящее время.

Отношение автора к вере

Подробности личной жизни Джованни Антонио Амадео, к сожалению, не известны. Однако о религиозных чувствах и отношению к вере и церкви всегда можно судить по творениям мастера. На протяжении своей долгой плодотворной жизни Джованни Антонио выполнил множество значимых архитектурных и скульптурных произведений, большинство из них – это церкви и мемориальные памятники в городах Северной Италии.

Работы Джованни Антонио Амадео предельно эмоциональны и правдивы, и отражают истинные чувства мастера. Скульптурные композиции на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, над которыми мастер трудился на протяжении всей жизни, языком искусства Ренессанса передают Божественную любовь к падшему человечеству, утверждают благо добродетелей и всю пагубность страстей человеческих.

Биография

Джованни Антонио Амадео – итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения, архитектор и инженер, родился в ломбардском городе Павия около 1447 года. Сведения о его детстве и начальном обучении мастерству крайне скудны. Известно, что Амадео начинал свой творческий путь как скульптор, затем занялся созданием богато декорированных церковных фасадов и, наконец, под влиянием знаменитого зодчего эпохи Ренессанса, Донато Браманте, начал архитектурную карьеру, впоследствии построив в северной Италии несколько прекрасных храмов.

В 1470 году он получил свой первый крупный заказ от знаменитого военачальника Бартоломео Коллеони для завершения погребальной часовни – Капеллы Коллеони в Бергамо. Джованни Антонио создал в ней многоцветное убранство и множество скульптур в античном стиле, включая медальоны, небольшие колонны, бюсты и рельефы на сюжеты из Ветхого Завета и подвигов Геракла.

В 1473 – 1476 годах скульптор выполнил половину барельефов в правой части фасада Чертоза ди Павия по заказу герцога Галеаццо Мария Сфорца. В 1484 году он закончил оформлять арку персидских мучеников в Оливетанском монастыре Кремоны. В 1488 году Амадео работал над новым собором Павии по заказу кардинала Асканио Сфорца. Тогда же он стал придворным инженером герцога Людовико иль Моро и спроектировал укрепления в Кьявенне и Пьяттамале, отреставрировал дороги и мосты в Вальтеллине и осуществил ряд сложных гидравлических работ.

Джованни Антонио вместе с Донато Брамантеучаствовал в оформлении фасада миланской церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (1495) и украшении Миланского собора (1497– 1500). В 1508 году он спроектировал новый шпиль Кафедрального собора Милана. Амадео создал замечательный фасад собора в Лугано, считающийся шедевром архитектуры эпохи Возрождения.

В 1982 году учёными было доказано, что святилище Санта-Мария-алла-Фонтана, ранее приписываемое авторству Леонардо да Винчи, на самом деле было спроектировано Джованни Антонио Амадео.

Выдающийся мастер эпохи Ренессанса умер в Милане 27 августа 1522 года.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий