Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Пьетой называется изображение сцены скорби Девы Марии над умершим Христом. Образ сложился из иконографического типа "Оплакивание Христа", но в нем отсутствуют повествовательность и дополнительные второстепенные фигуры. Этот сюжет был распространен в западноевропейском искусстве XIII—XVII веков и встречается в исполнении многих великих мастеров.
Адам Эльсхаймер изобразил тело Христа, прислоненное к камню, при этом руки выглядят безжизненно упавшими. Богоматерь в печали склонившаяся над Своим Сыном, поддерживает Его голову и торс через ткань плащаницы, чем передается высочайшее почтение к телу усопшего. На голове Господа остался возложенный венец из терния. Одежда Девы Марии традиционных цветов: синего, символизирующего чистоту и мудрость, и красного, означающего принадлежность к царскому дому и величину страданий. Рядом, на камне стоят сосуды с погребальным миром и лежат окровавленные гвозди. Вокруг художник изобразил прекрасные цветущие растения, как символ Воскресения и вечной жизни. Вверху картины показано облако - традиционный символ присутствия славы Божией, из которого видны скорбные головки ангелов-путти.
История создания
"Пьета" была написана Адамом Эльсхаймером в 1605 году. Пятью годами ранее художник приехал в художественную столицу Европы - Рим, чтобы постичь тайны итальянских мастеров в передаче цвета и движения человеческого тела. В этом творческом котле, где встречались таланты разных стран, в начале XVII века произошло рождение пейзажа, как самостоятельного жанра. И у истоков его появления стоит имя Адама Эльсхаймера. Даже в небольшом формате строгой тематики Пьеты художник показал полные жизни, цветущие растения, подчеркивая этим как трагичность происходящего, так и грядущее Воскресение.
Отношение автора к вере
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Петр. 4:10-11). Применяя эти апостольские слова к жизни Адама Эльсхаймера можно сказать, что всю свою короткую жизнь он посвятил развитию живописного таланта. Сам творческий путь стал для него способом познания себя и окружающего мира, а результаты работы послужили прославлению Бога и проповеди Евангелия. Художнику близка тема природы, в его произведениях она живет своей собственной жизнью, не соперничая при этом с библейским сюжетом, а добавляя ему реалистичности и возвышенного вдохновения. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20).
Недолгая жизнь художника закончилась в центре католического мира, в Риме. Он удостоился чести быть погребенным в базилике Святого Лаврентия, где хранятся мощи мученика за Христа.
Биография
Адам Эльсхаймер родился 18 марта 1578 в Франкфурте-на-Майне в многодетной семье портного. Живописи в течении пяти лет Адам учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, большого поклонника Дюрера и Грюневальда. Считается, что в юности художник испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. В 1598 году он покинул Франкфурт и отправился в Мюнхен, где работая в мастерской Иоганна Роттенхаммера, познакомился с работами венецианских живописцев. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покинул Германию.
После недолгого пребывания в Венеции, живописец поселился в Риме. В 1606 году Адам женился на Карле Антонии Стюарт, девушке, имеющей шотландские корни. По некоторым свидетельствам, чета жила в финансово стесненных условиях. На художественное становление Эльсхаймера повлияли работы Тициана, Веронезе и Тинторетто, которые он изучал в Риме. Здесь он завел дружбу с Рубенсом, который был лишь на год старше. Совместно с Питером Ластманом, будущим учителем Рембрандта, он создал работы в духе "поэтической живописи", предвосхитившие эстетику романтизма. Эльсхаймер предпочитал работу с малым форматом, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Рубенс считал, что он несравненен в ландшафтах. Его работами восхищались авторы голландской школы пейзажа и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.
С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество выполненных под него работ поражает.
Адам Эльсхаймер прожил всего тридцать два года. Известно относительно мало его картин и почти все они небольшого масштаба и написаны на медных пластинах. Кисти художника приписывается 40 картин и 30 рисунков и гуашей.
Скончался Адам Эльсхаймер 11 декабря 1610 и был похоронен в базилике Сан-Лоре́нцо-ин-Лучи́на недалеко от алтаря Мира в Риме. Могила не сохранилась, но в 2010 году в левой части здания была размещена мемориальная доска, прославляющая художника, как первого использовавшего телескоп для изображения звёздного неба.