Пятидесятница - Антонис ван Дейк

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пятидесятница
Пятидесятница
Автор: Антонис ван Дейк
Местонахождение: Художественные музеи Берлина
Произведение: Пятидесятница
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1618-1620

Описание произведения.

На полотне ван Дейка изображен эпизод, описанный в книге Деяний апостолов: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).
Картина написана с использованием резкого контраста света и тени. Все пространство полотна занимают фигуры апостолов, их тела окутаны бесформенными плащами, так что видны лишь их головы, стопы и кисти рук. Некоторые из учеников Христовых в изумлении всматриваются в отверстые небеса, откуда на их головы льётся божественный свет. В пространстве между облаками парит голубь - символ Святого Духа. О Его схождении на учеников Христа упоминается в тексте книги Деяний, однако, в Писании говорится об огненных языках, которые, почив на каждом апостоле, исполнили их даром разумения других языков. Поэтому часть апостолов художник изобразил как бы прислушивающимися к самим себе, к тем переменам, которые производит в них благодать.
Присутствующая в горнице Богоматерь в голубом одеянии смиренно сидит около колонны, голова Ее склонена к правому плечу, руки молитвенно сложены. Напротив Девы, спиной к зрителю изображен молодой Иоанн, призванный заботиться о Богородице после смерти и воскресения Иисуса. В изумлении вскинув руки, апостол Иоанн смотрит на небо.

История создания

Картина «Пятидесятница» написана Антонисом ван Дейком в период ученичества в мастерской Рубенса. Несмотря на молодой возраст мастера, это виртуозно исполненное зрелое произведение. Композиционное решение создает ощущение полноты и единения среди учеников Христовых. Умелое использование контраста света и тени подчеркивает тот факт, что происходящее выходит за рамки привычной реальности. Как талантливый портретист ван Дейк наделил каждого апостола индивидуальностью. Достоверность изображённых персонажей и событий делают эпизод из книги Деяний ближе и понятнее зрителю.

Отношение автора к вере

Антонис ван Дейк родился в набожной купеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк.12:48).
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.

По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Рутвен.

Биография

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.

С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.

В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий