Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Статуя Парижской Богоматери с Младенцем на руках, «Дева Парижа» (Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»), украшает интерьер собора и находится справа от Главного алтаря, у юго-восточного столба трансепта. Мраморная скульптура, высотой 1,8 метра была создана в начале XIV века неизвестным мастером и привезена в Нотр-Дам из часовни Сент-Эньян на Иль-де-ла-Сите в 1855 году.
Это самое известное скульптурное изображение Девы Марии из почти тридцати её статуй, представленных в соборе, пример придворного стиля в позднеготической скульптуре. Статуя Девы была установлена в Нотр-Дам-де-Пари вместо старинной скульптуры Черной Девы, исчезнувшей в годы Французской революции.
Дева Парижа считается одной из самых декоративных и эмоционально привлекательных статуй в католицизме. Юная Мария, изображённая в полный рост в одеждах царского достоинства, держит в правой руке скипетр, а левой прижимает к себе Младенца Иисуса. У Христа в левой ручке – держава, а правую Он положил на грудь Матери. Небольшой изгиб тела Богоматери придаёт её фигуре внутреннюю динамику, которую подчёркивают разлетающиеся складки длинного плаща. Её, совсем ещё детское, лицо спокойно, но и – задумчиво. В Её руках – и в прямом, и в переносном смысле – Спасение Мира.
Поблизости от Девы Парижа находится табличка, сообщающая что здесь, в соборе, состоялся знаменитый судебный процесс, полностью оправдавший национальную героиню Франции, Жанну Д’Арк.
История собора.
Строительство современного здания собора началось в 1163 году, при Людовике VII. Стены соборного хора были возведены к 1177 году. Главный алтарь был торжественно освящён 19 мая 1182 года легатом Папского престола Анри, кардиналом-епископом Альбано. Строительство Западного фасада с двумя величественными башнями-колокольнями началось около 1200 года. В 1240 году было окончено строительство южной колокольни, тогда же было принято решение не завершать башни шпилями. Северная башня была достроена в 1250 году, а в 1257 году был возведён шпиль на свинцовой крыше.
Следующая перестройка собора произошла уже в XVIII столетии. Согласно королевскому обету посвящения Франции Богородице, данному в 1638 году в благодарность за беременность Анны Австрийской после двух десятилетий бездетного брака, парижский собор должен был получить новый Главный алтарь и скульптурные украшения. Это было сделано несколько десятилетий спустя, при сыне Людовика XIII.
Во время Французской революции, в конце XVIII века, собор был объявлен Храмом Разума, а затем превращён в продовольственный склад. В июле 1793 года Робеспьер распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви». Собор был возвращён церкви и вновь освящён во времена правления Наполеона Бонапарта, в 1802 году. Провозгласив себя императором 18 мая 1804 года, Бонапарт короновался в Нотр-Дам вместе с супругой Жозефиной в декабре. Торжественное венчание и помазание на царство совершал папа Пий VII. Сам же собор находился в плачевном состоянии, ставился даже вопрос о его сносе.
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в примечании: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились более двух десятилетий. Виолле-ле-Дюку принадлежит идея галереи химер на фасаде собора, которые установлены на верхней площадке у подножия башен.
К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора, длившимся с декабря 2012 года по ноябрь 2013-го, для собора были отлиты девять новых колоколов и реконструирован старинный орган. 15 апреля 2019 года, на Страстной неделе, в Нотр-Дам произошёл сильный пожар, приведший к утрате знаменитого 95-метрового шпиля, кровли и соборных часов, но само здание и его интерьеры в основном удалось спасти.
Автор текста: Марина Румянцева.