«Отрывок» - Гумилев Николай Степанович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«ОТРЫВОК»
Христос сказал: «Убогие блаженны,
Завиден рок слепцов, калек и нищих,
Я их возьму в надзвёздные селенья,
Я сделаю их рыцарями неба
И назову славнейшими из славных…»
Пусть! Я приму! Но как же те, другие,
Чьей мыслью мы теперь живём и дышим,
Чьи имена звучат нам, как призывы?
Искупят чем они своё величье,
Как им заплатит воля равновесья?
Иль Беатриче стала проституткой,
Глухонемым — великий Вольфганг Гёте
И Байрон — площадным шутом… о ужас!
Описание произведения.
«Отрывок» Николая Гумилёва написан как ответ на Нагорную проповедь Иисуса Христа.
По внешним характеристикам произведение напоминает монолог из пьесы — строки обладают ритмом, но не рифмуются; присутствует экспрессия, характерная для театра. Композиционно произведение разделено на две части.
Первая часть – это вольное поэтическое переложение автором части нагорной проповеди Христа: «Христос сказал: “Убогие блаженны, / Завиден рок слепцов, калек и нищих, / Я их возьму надзвёздные селенья, / Я сделаю их рыцарями неба / И назову славнейшими из славных”». Гумилёв наделяет речь Спасителя образами, характерными для символистского направления в поэзии: «надзвёздные селенья»; «рыцарь неба».
Осью второй части произведения является прямой вопрос поэта о великих — Данте, Гёте, Байроне — в противность убогим: «искупят чем они своё величье, / Как им заплатит воля равновесья?» — Если убогие, нищие, голодные, гонимые получат в удел Царство Небесное — как искупление за низкий жребий на земле, то что же достанется тем, кто был велик?
В ранней версии произведения эти вопросы автор задаёт напрямую Спасителю: «Христос, Христос, но как же те, другие, / Чьей мыслью мы живём теперь и дышим / Чьи имена звучат нам, как девизы…». В этом варианте ощущается не наигранное, а искреннее волнение за судьбу великих творцов, которые для юного поэта (Гумилёву в год написания «Отрывка» было двадцать четыре года) сияли вечной славой. Поэту страшно осознавать, что после смерти великие могут быть низвергнуты Богом в прах: «Иль Беатриче стала проституткой, / Глухонемым – великий Вольфганг Гёте / И Байрон – площадным шутом... о ужас!» — Гумилёв не обличает христианство, но старается проблематизировать отношение Вечности к творцам, которые стали бессмертными на земле. — Будут ли они бессмертны на Небе? И за какие благие дела и мысли «Завиден рок слепцов, калек и нищих…» перед теми, «Чьей мыслью мы теперь живём и дышим»?
Эти почти богоборческие речи обращает юноша-поэт ко Христу и к христианству, — не столько как к религии, сколько как к духовному движению, которое провозгласило приоритет кротости и смирения, возвысило в глазах общества гонимых, униженных, ущемлённых.
Стихотворение написано, как бы под воздействием внезапно пришедшей, а потом ушедшей во тьму подсознательного, недодуманной мысли. — Потому и получился «Отрывок», а не законченное произведение. — Юноша-поэт упустил из виду главное — гонения, которые обрушиваются на голову великим — алчущим и жаждущим правды. Он забыл, что любой пишущий и говорящий слова правды человек (именно таковыми и были Данте, Гёте, Байрон и им подобные) всегда был гоним и побиваем каменьями, а прославлены они были лишь после смерти: «велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». (Мф.5:12).
История создания.
Стихотворение «Отрывок (Христос сказал...)» написано Николаем Гумилёвым в 1910 году. Произведение вошло книгу поэта «Чужое небо», опубликованную в 1912 году. Несмотря на то, что это был четвертый авторский сборник поэта, в подзаголовке значилось: «Третья книга стихов», — что свидетельствует об отношении Гумилева к сборнику «Путь конквистадоров», который он никогда не переиздавал.
Гумилёв на протяжение всей жизни не отступал от своего поэтического призвания и считал себя православным христианином. Иногда возникающий конфликт между верой и творчеством вызывал у поэта серьёзное волнение. В произведении «Отрывок» описывается подобная тревога автора.
Стихотворение написано на фоне кризиса символизма, пиком которого стал 1910 год. Возможно, образ Христа в этом произведении даже не связан с религией, а представляет собой идеальное начало у символистов, переосмысляемое жаждущими правды мыслителями.
Отношение автора к вере.
Известный исследователь творчества Н. Гумилёва, Ю. В. Зобнин писал: «Гумилёв — человек православной сотериологической культуры. <…> Мир Гумилёва предназначен, прежде всего, для того, чтобы в нём спасаться — собственно “жизнь” ожидает человека в другом мире».
Православная вера была важнейшей частью жизни Николая Гумилёва. Мать поэта любила проводить вечера за чтением Нового и Ветхого Завета и с удовольствием читала Священное писание своим сыновьям. Супруга старшего брата Гумилёва (Дмитрия) говорила о семье Гумилёвых следующее: «Дети воспитывались в строгих принципах православной религии. Мать часто заходила с ними в часовню поставить свечку, что нравилось Коле. С детства он был религиозным и таким же остался до конца своих дней, — глубоко верующим христианином. <…> Но по характеру он был скрытный и не любил об этом говорить».
Однако после революции поэт перестал скрывать свои православные убеждения, бунтуя против варварства большевиков. Современники не раз замечали, как Гумилёв, сняв шапку, крестился у храма, в тот же самый час, когда с церквей сбивали кресты.
Во время Первой мировой войны христианские темы начинали занимать всё большее место в творчестве Гумилёва. По словам Анны Ахматовой, основной темой поэтической книги «Колчан» (1916 г.), наполненной военными мотивами, являлось православие. Именно на войне поэт осознаёт важные для себя нравственные истины: «Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждую ночь обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа. Только пост и бдение, даже если они невольные, пробуждают особые, дремавшие прежде силы».
Вершиной поэтической выразительности стала последняя книга поэта «Огненный столп», в которой он рассуждает о Боге, небе, земле, душе и слове. В нём Гумилёв выражает своё ощущение порочности и пустоты мира, забывшего о Творце.
В августе 1921 года, будучи уже под арестом, Николай Гумилёв просит привести ему Новый Завет и «Одиссею» Гомера — самые важные книги в жизни поэта-путешественника и христианина.
Биография.
Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Детство будущего писателя проходило сначала в Царском селе, а затем в городе Тифлис. Первое стихотворение поэта было напечатано в 1902 году.
В 1903-ем Николай Степанович поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии. В этом же году писатель познакомился с будущей женой — Анной Горенко (Ахматовой). В 1905-м в жизни Гумилёва произошло важное событие: был опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».
После окончания гимназии в 1906 году, Гумилёв уезжает в Париж и поступает в Сорбонну. Пребывая во Франции, Николай Степанович пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус» (1907). В 1908 году выходит второй сборник писателя «Романтические цветы», посвящённый Анне Ахматовой.
Николай Степанович возвращается в Россию, однако вскоре снова уезжает. Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.
В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, но после переводится на историко-филологический. Писатель принимает активное участие в создании журнала «Аполлон». В 1910 году вышел сборник «Жемчуга», получивший положительные отзывы В. Иванова, И. Анненского, В. Брюсова.
В апреле 1910 года Гумилев женится на Анне Ахматовой.
В 1911 году при участии Гумилева было создано поэтическое объединение «Цех поэтов», в который входили О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения «акмеизм». Вскоре создаётся журнал «Гиперборей» и выходит сборник Гумилёва «Чужое небо». В 1913 году писатель снова отправляется на Восток.
С началом Первой мировой войны Гумилев добровольно идёт на фронт, за храбрость награждается двумя Георгиевскими крестами.
В 1918 году Гумилев возвращается в Россию. В августе этого же года писатель разводится с А. Ахматовой.
В 1919 – 1920 годах поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподаёт, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт, дочери Н. Энгельгардта. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.
В августе 1921 года Николая Гумилёва арестовали по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен смертный приговор, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения Николая Степановича Гумилёва неизвестны.
Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.