«Остров мертвых» - Бёклин Арнольд

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Остров мертвых»
«Остров мертвых»
Автор: Бёклин Арнольд
Местонахождение: Старая национальная галерея, Берлин, Германия
Произведение: «Остров мертвых»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Символизм
Дата создания: 1883 г.

Описание произведения

Лодка приближается к крошечному острову, скалы которого как бы образуют естественную стену для внутреннего пространства, поросшего тёмными кипарисами. Между водой и этим пространством, каменные блоки образуют вход. На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы.

На лодке — управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Гребца по традиции ассоциируют с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с рекой Стикс или Ахерон. В Южной Европе кипарисы традиционно высаживаются на кладбищах и ассоциируются со смертью.
В «Острове мертвых» сказалось редчайшее умение художника наделить пейзаж философским содержанием, наполнить его поэзией. По замыслу художника, картина должна звучать как музыкальное произведение. Здесь общая «сумрачная тема» образует некий фон, в которой неожиданно ослепительные белые вспышки создают волнующий аккорд. Белое пятно фигуры человека в лодке, созвучное геометрически четкими белыми пятнами гробниц на острове, усиливает эффект «вырастания» загадочного острова из мрака вод. Это вырастание подчеркивают тревожные черно-синие силуэты кипарисов, контрастирующие со свинцово-синим пятном неба и рыжими скалами. Расположение кипарисов подчеркивает их музыкально-ритмический строй и делает еще явственней тишину и безмолвие таинственной сцены.

История создания

«Остров мертвых» — наиболее известная картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина. Всего художник создал пять её вариантов, в период с 1880 по 1886 годы. К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения – от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма.
Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова мертвых» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. В основе сюжета картины — античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших.
Сюжет картины родился в воображении художника в 1880 году. К нему обратилась молодая вдова немецкого финансиста Георга фон Берна, собиравшаяся замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. Она заказала картину «способную выразить её скорбь по умершему мужу». Бёклин охотно взялся за предложенную работу, отвечавшую его внутреннему состоянию, так как недавно, в 1877 году, он похоронил свою семимесячную дочь.

Историки искусства задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Но каким бы островом не вдохновлялся Бёклин, ему удалось отрешиться от натуры и передать главное – этот остров с вырубленными в скалах склепами и маленькой пристанью не принадлежит земной жизни, он находится в ином, недоступном живущим, пространстве. Меланхоличность «Острова мертвых» в точности отражала настроения в современном художнику обществе, которые обозначались словом «декаданс» — неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.

Отношение автора к вере


«Картина должна о чем-то повествовать, побуждать зрителя к размышлениям, подобно поэзии, и производить впечатление, подобно музыкальной пьесе», — эти слова известного швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина стали лейтмотивом его творчества. Прекрасное классическое образование привило ему любовь к античному миру, а античная мифология подпитывала его богатое воображение. Природа Италии щедро дарила пейзажные мотивы, а пылкая фантазия Бёклина населяла их античными мифологическими образами.

Художник, играющий символами, несущими в себе некие тайны и поэтическую многозначность, своим талантом обнажает в этих образах некие вечные соответствия и взаимосвязи мира. Русский поэт Иван Коневской в своем лирическом эссе «Живопись Бёклина» писал: «Раскроется его живопись — и куда ни взглянешь, въявь дышит всюду раздолье Божьего мира. От моря до моря гуляет свежий, вольный воздух. Чуется, как по всему лику земли течет широкими струями зыблющаяся жизнь. И вся упоительная радость бытия сказывается сердцу в этом летучем движении и захватывающем волнении».
В 1880-х годах в живописи Бёклина произошла резкая перемена. Почувствовав влечение к сюжетам христианского мира, талант мастера дал ряд произведений, отмеченных силой и глубиной настроения, попыткой постичь вечное и божественное. Особенно знаменательны «Снятие со креста» и «Pietà». Потом, словно осознав свою немощь, художник вернулся к своим привычным сюжетам.

Биография

Арнольд Бёклин, швейцарский живописец, график и скульптор, один из выдающихся представителей символизма в изобразительном искусстве XIX века, родился 16 октября 1827 года в Базеле. Отец художника, Христиан Фредерик происходил из древнего рода и был купцом. Мать Бёклина занималась хозяйством и воспитанием детей. В 1845-1847 годах Бёклин учился живописи в Дюссельдорфе у Иоганна Вильгельма Ширмера, принадлежащего к классической школе исторического пейзажа. Его влияние прослеживается в ранних идеализированных пейзажах ученика. В 1848 году Бёклин побывал в Париже, где изучал Коро и барбизонцев. В поисках своего исторического времени и места, Бёклин проводит жизнь в беспрерывных разъездах. Мюнхен сменял Ганновер, затем следовали Веймар, Флоренция и итальянская провинция. Родная Швейцария привлекала его редко.
В 1850 году Арнольд перебрался в Рим. Италия поразила его своим южным светом и искусством Ренессанса, но главное — античностью. Средиземноморская античность по-настоящему перевернула жизнь молодого художника, этот период он превозносил как «золотой век единения человека с природой». Это открытие породило в художнике скепсис по отношению к современной цивилизации и подвело к поискам ответов на вечные вопросы в символизме.
В Риме Бёклин работал в мастерской «героического пейзажиста» Франца Дребера. Под влиянием Дребера, его композиции стали более точными, а палитра более светлой. Там же Бёклин сблизился с кружком знаменитого исторического живописца Ансельма Файербаха.
В Италии художник женился на римлянке, ставшей его постоянной моделью, и в 1856 году с женой переехал в Мюнхен. Уже там он закончил свою картину «Пан в камышах», которая принесла ему славу — её приобрёл король Баварии Максимилиан II, а известный коллекционер граф Шак стал постоянным покупателем его картин. С 1860 по 1862 годы Бёклин, как профессор, преподавал в Академии искусств в Веймаре, а потом снова решил вернуться в Рим. Здесь художник напишет свои известные работы «Вилла на берегу моря» и «Римская таверна». Вокруг Бёклина образуется художественный кружок, в 1875-1885 годах во Флоренции в него входили скульптор Адольф фон Гильдебранд и художник-символист Ханс фон Маре.
В 1880 году Бёклин написал первый из пяти вариантов картины «Остров мертвых». В начале своего творческого пути художник подвергался за это резкой критике. Но в поздние годы своей творческой жизни, приобретя широкую известность, Бёклин, по заказам, часто повторяет свои старые работы. В 1885-1892 годах он живет в Гёттингене, близ Цюриха, а затем во Фьезоле, в Италии. Одним из последних его произведений является картина «Охота Дианы». В конце столетия Бёклин считался самым знаменитым немецким художником, но не имел достойных последователей. Его лучшие произведения поражают своей трактовкой природы, фантастическими, часто монументальными фигурами, простой композицией и мощным колоритом. Арно́льд Бёклин скончался 16 января 1901 года. На могильном памятнике на флорентийском кладбище выгравирована строка из Горация: «Non Omnis Moriar» - «Нет, весь я не умру…».

Автор текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий