«Оплакивание Христа» - Тинторетто (Якопо Робусти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Оплакивание Христа»
«Оплакивание Христа»
Автор: Тинторетто (Якопо Робусти)
Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия
Произведение: «Оплакивание Христа»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение, Венецианская школа
Дата создания: около 1560 г.

Описание произведения

Композиция представляет собой иллюстрацию короткого эпизода, последовавшего за снятием Иисуса с креста. Трагичный сюжет оплакивания Спасителя описан в трех синоптических Евангелиях. Так данную сцену описывает апостол Лука: «...И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это...». (Лк.23:48-49).

Центром композиции является безжизненное тело Христа, которое держит своими могучими руками Иосиф Аримафейский- один из тайных учеников Иисуса. Композиция картины Веронезе соотносима с пьетой, поскольку тело Христа покоится на коленях у Богородицы. Ей проявляет сочувствие одна из жен мироносиц, поддерживая Марию, которая потеряла сознание от невыносимости душевной боли за своего Сына. Важно отметить, что внешний облик изображенных женщин - их наряды и прически соответствуют далеко не евангельским временам, а эпохе, в которую жил Тинторетто. Очевидно, таким образом, художник хотел приблизить библейский сюжет к пониманию его современниками.

История создания

Это произведение, вероятно, с самого момента своего создания украшало Собор Санта-Мария-дель-Умальта, что в районе Дорсодуро в Венеции. Очевидно, в начале XX века церковь была упразднена, а затем разрушена, и все художественные реликвии, включая картины Паоло Веронезе и Тинторетто, были из нее вывезены. Большую часть шедевров прихожане перенесли в другой венецианский храм – Собор Санта-Мария делла Салюте. Однако картина Тинторетто «Оплакивание Христа» стала музейной реликвией и ныне экспонируется в Галерее Академии.

Отношение автора к вере

Согласно записям известного живописца, архитектора и родоначальника искусствоведения Джорджо Вазари, Якопо Тинторетто был добрым христианином. Будучи заслуженно уважаемым и талантливым мастером, которого обожала венецианская элита, при заказе на создание алтарных и религиозных произведений Тинторетто никогда не брал больше денег, чем стоят холсты и краски. Несмотря на то, что художник входил в круг местных патрициев, его семья часто испытывала нужду именно потому, что средства, полученные за создание портретов и исторических полотен, он часто раздавал городским нищим и тем, кто нуждался в деньгах больше него.

Также известно, что Якопо Тинторетто каждый день много времени уделял молитве – художник был искренне благодарен Богу, что его семья избежала гибели от чумы. С июля 1575 по февраль 1577 года в Венеции и в ее прилегающих землях от этой болезни скоропостижно скончались приблизительно 46720 человек. Вероятно, Якопо Тинторетто считал, что только благодаря тому, что он нужен Господу, его жена и 8 детей, несмотря ни на что, остались живы. Поэтому мастер каждый день неустанно работал, предпочитая создавать прекрасные христианские образы, которые вдохновляли его современников.

Биография

Якопо Робусти родился в Венеции в 1518, по другим данным, в 1519 году. Его отец был ремесленником, красящим шелковые ткани, поэтому его сына прозвали Тинторетто, что означает «маленький красильщик».

У Якопо рано проявились незаурядные художественные способности, и известно, что в 14-15-летнем возрасте отец отправил его на обучение в мастерскую к знаменитому Тициану. Однако под его опекой юный художник провел не более 10 дней. После этого, как гласит предание, Тициан не захотел держать его у себя, осознав, что этот талантливый юноша может стать для него соперником. По другой версии знаменитый живописец довольно быстро понял, что едва ли сможет научить его чему-то большему, чем уже умеет молодой Якопо. В дальнейшем сам Тициан и его последователи относились к Тинторетто довольно холодно, а иногда и пренебрежительно. Но Якопо не обращал на это внимания и, благоговея перед своим бывшим наставником, стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством своего рисунка.

Несмотря на постепенно возрастающую популярность среди заказчиков и коллег, Тинторетто всегда отличался скромностью поведения, но при этом собственным пониманием художественного построения произведения.

Его становление как мастера с удивительным видением искусства началось в 1540-х годах. Художник получил заказ от братства святого Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо святого Марка», за что имел сильные разногласия с заказчиками, пораженными непривычной композицией и динамикой картины. Но это привлекло к художнику всеобщее внимание, коллеги высоко оценили его находки и вскоре братство переменило свое мнение. Так Якопо Робусти Тинторетто стал одним из самых известных мастеров кисти Венецианской республики того времени.

В 1550-х годах Якопо Тинторетто вступил в брак с Фаустиной де Вескови, в дальнейшем подарившей ему 8 детей.

Умер Якопо Робусти Тинторетто в 1594 году, но до последнего дня он не прекращал творить.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий