Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Трагичный сюжет оплакивания Христа освещен в трех синоптических Евангелиях. Так данную сцену описывает апостол Лука: «...И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это...» (Лк.23:48-49).
Сюжет картины Веронезе соотносим с пьетой, поскольку тело Христа покоится на коленях у Богородицы. Ей проявляет сочувствие одна из жен мироносиц, поддерживая Марию, которая вот-вот потеряет сознание. Вопреки сложившейся иконографии, непосредственно самого мертвого Иисуса придерживает не Иосиф Аримафейский, а Никодим, - более молодой человек в восточной одежде и с тюрбаном на голове. Его руки обмотаны саваном, потому что он не может прикасаться к Христу. Между тем, Иосиф Аримафейский присутствует на картине, как и другие ученики. Жест его руки свидетельствует о великой скорби и горестной невозможности что либо изменить.
Композиция построена в виде перевернутого треугольника. Его основание – это фигуры апостолов и Иосифа Аримафейского, а вершина – склонившаяся к ногам Иисуса, Мария Магдалина. Подобное решение призвано усилить экспрессию сюжета, в котором на фоне золотисто-красного рассвета видна Голгофа с тремя опустевшими распятиями. Кровь Господа пролилась, но эта жертва стала залогом спасения всего человечества.
История создания
Итальянские искусствоведы считают, что композиционно данная работа напоминает аналогичные произведения другого живописца эпохи Возрождения - Франческо Пармиджанино. Безусловно, его творчество во многом повлияло на мастерство Паоло Веронезе.
Картина «Оплакивание Христа», скорее всего, была заказана Веронезе человеком, чьи портретные характеристики мастер использовал при создании образа Иосифа Аримафейского. Именно поэтому данный персонаж не участвует в непосредственном контакте с мертвым телом Иисуса. Он только скорбит по Христу, воспринимая случившееся, как необходимую данность, способную в дальнейшем изменить мир.
Отношение автора к вере
Паоло Веронезе был не только талантливым и верующим человеком, но и глубоко думающим художником. Нередко создавая картины на древний религиозный сюжет, он пытался увидеть его через призму понимания жизни своих современников. Однако за такие «вольности» можно было поплатиться, что и случилось с художником.
В 1573 году, после создания полотна «Тайная вечеря» для монастыря Санти-Джованни-э-Паоло, художника вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Его обвинили в чересчур вольной трактовке религиозной сцены и нашли картину весьма греховной. В композиции этого полотна, помимо Христа и апостолов, присутствует большое количество вельмож в дорогих одеждах, которые даже не смотрят в сторону Спасителя. Ведь они заняты более важными делами – поглощением еды, танцами, пением. Между тем, как известно, именно на этой последней трапезе Христос объявил, что один из присутствующих предаст Его. И в этой картине художник представил множество людей, готовых продать Господа за красивую одежду, вкусную еду и развлечения. Такая трактовка канонического сюжета – весьма вызывающее заявление автора, но будучи истинным христианином, он не мог не попытаться своим творчеством обратиться к душам современников, даже если за это последует наказание.
Биография
Паоло Веронезе, чье настоящее имя - Паоло Кальяри, родился в 1528 году в итальянской Вероне, в семье каменотеса Габриэля и его жены Катерины, у которых он был пятым сыном.
Вероятно, художественные способности у Паоло проявились рано. Первоначально он учился у архитектора Микеле Сан Микеле, но эта профессия ему не понравилась. Вскоре он перешел в мастерскую художника Антонио Бадиле, который к тому же являлся ему дядей.
В 1550-х годах Веронезе уже занимался монументальной живописью, считался мастером стройной композиции и непревзойденным колористом. Вскоре его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.
До 1555 года художник жил в родной Вероне, а после получил заказ расписывать церковь Святого Себастьяна и опять отправился в Венецию.
Творческая деятельность художника в этом городе произвела необычайный фурор. Веронезе расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Его произведения очень впечатляли современников.
В 1560 году уже будучи в Риме Веронезе познакомился с произведениями Микеланджело и Рафаэля.
В 1566 году он женился на дочери своего дяди и учителя Антонио Бадиле. Паоло оказался заботливым и любящим отцом своих 4 детей и одного из сыновей он назвал в честь своего отца - Габриелем.
В 1580-х Веронезе приобрел имение, где поселился с женой и детьми, но уже вскоре заболел воспалением легких.
19 апреля 1588 года Паоло Веронезе скончался в Венеции и был похоронен в церкви Святого Себастьяна.
Автор текста: Светлана Королева.