Оплакивание Христа - Ливенс Ян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Оплакивание Христа
Оплакивание Христа
Автор: Ливенс Ян
Местонахождение: Пинакотека провинции Бари
Произведение: Оплакивание Христа
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век Голландской живописи, Барокко
Дата создания: 1640 г.

Описание произведения

Канонические евангелия не рассказывают об оплакивании Христа. В них кратко упоминается о снятии тела Иисуса, обвитии плащаницей и положении во гроб. Краткость в этом случае объясняется последовавшим за этим Воскресением Христа и его огромном значении для людей. Однако, в живописи изображение "Оплакивания Христа" является распространенным сюжетом. Оно помогает зрителю полностью почувствовать трагедию тех дней, понять переживания учеников и скорбь Богоматери, чтобы так же в полной мере возрадоваться победой Христа над смертью.
На своей картине Ливенс использовал традиционную композицию. В центре полотна на белой плащанице лежит тело Иисуса. Его голова запрокинута назад, так что нельзя видеть лицо. Рядом сидит Богоматерь, Которая с нежной печалью смотрит на Своего Сына. Фигура Девы Марии скрыта черной траурной одеждой, и только белый плат на голове символизирует Ее чистоту и непорочность. В Ее левой руке терновый венец, который она не глядя отдает Иосифу из Аримафеи. Пожилой и благочестивый Иосиф с благоговением принимает святыню на золотой поднос. Напротив Девы Марии художник изобразил любимого ученика Иисуса - юного Иоанна. Апостол поддерживает Христа за плечи.
К ногам Господа припала Мария Магдалина. Своими золотистыми волосами он отирает раны любимого Учителя, так же, как она это делала при жизни. Чуть поодаль, на втором плане изображены два скорбящих ангела. У переднего края картины показаны окровавленные гвозди и рукописание грехов человеческих, которые уничтожены Крестом Господним.

История создания

Картина "Оплакивание Христа" написана Яном Ливенсом в 1640 году. Это время творческого расцвета художника. В этом году Ливенс вступил в брак с девушкой католического вероисповедания. Часто пишут, что у художника была слабая вера, ссылаясь на не глубокое раскрытиеим евангельских сюжетов. Вместе с тем можно увидеть деликатность, с которой Ливенс подходит к темам до конца недоступным человеческому уму. Так же его полотна показывают, что жизнь и сопровождающие ее переживания ближе и понятнее душе художника, чем неотвратимость и беспощадность смерти.

Отношение автора к вере

Нет данных, чтобы сказать, в семье какого вероисповедания родился Ян Ливенс. При этом стоит заметить, что Лейден в XVII веке это крупнейший центр кальвинистского образования в Европе и протестантское окружение не могло не сказаться на религиозных вкусах юного художника. С семнадцатилетнего возраста, Ливенс работал в одной мастерской и был очень дружен с Рембрандтом, о котором известно, что он сохранял верность католическому вероисповеданию. Некоторые биографы проводят прямую связь между принадлежностью Рембрандта к Католической Церкви и последующим разорением из-за отсутствия заказов. В 1640 году Ян Ливенс сочетался браком с девушкой так же католической веры.
Известность пришла к Ливенсу благодаря его работам на библейские темы. Анализируя его картины, биографы приходят к определенному мнению об отношении самого художника к вопросам веры. Над библейским сюжетом о «Воскрешение Лазаря» Рембрандт и Ливенс работали одновременно. Сравнивая эти произведения, картину Ливенса называют более сдержанной и менее яркой, в которойхудожник не развивает мысль до конца. И исследователи творчества живописца делают вывод, что он сдержанно относится к чуду, только намекая на него, что ему не хватает веры. Такую же характеристику получила картина "Распятие", написанная в 1631 году.

Биография

Ян Ливенс родился в 1607 году в Лейдене. Он был сыном вышивальщика-позументщика и, по сообщению биографов, закончил только начальную школу, начав в возрасте 8 лет обучение в художественной мастерской Йориса ван Схотена. В 1617 году Ливенс переехал в Амстердам, чтобы продолжить обучение у известного исторического живописца Питера Ластмана. Через два года, он уехал учиться в Утрехт, центр голландской "итальянской" живописной традиции. Несмотря на юный возраст, его работы были востребованы и высоко ценились.
С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру. В том же году в Лейден, после обучения в Амстердаме, вернулся Рембрандт. На чердаке в доме своего отца-мельника он устроил мастерскую и пригласил в нее Ливенса. Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты. Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе. Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год. Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным. Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения. Оба они работали как графики. Ливенс пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Особенно искусным мастером он был в портретах. Константин Хейгенс, знаток и ценитель живописи, секретарь принца Оранского, однажды, посетив студию в 1628 году, остался покровителем Ливенса на всю его жизнь.
В 1620-х годах Ливенс старался писать монументальные полотна, возможно, соревнуясь с фламандским мастером Питером Полом Рубенсом. Другие работы Ливенса – портреты в полроста созданы под влиянием «Утрехтских караваджистов».
Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон. Для английского двора Ливенс написал несколько портретов но, к сожалению, ни один не сохранился. В 1635 году 28-летний Ливенс поселился в Антверпене, быстро завоевав популярность как художник. В 1640 году в Антверпене Ливенс женился на девушке католического вероисповедания. Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантливым но менее успешным художникам.
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды. Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец. Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру. Он декорировал апартаменты принца Оранского в Гааге, писал для королевского двора в Германии, в 1648 году создал большое аллегорическое полотно «Триумф мира» по случаю заключения перемирия между Нидерландами и Испанией. С 1650–х годов Ливенс несколько раз переезжал из Амстердама в Гаагу, затем в Лейден, и, наконец, вернулся в Амстердам.
Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов. Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные долги, что они отказались от наследства. Десятилетия спустя известность художника постепенно угаснет, а его работы станут приписывать другим мастерам, в том числе его другу и коллеге Рембрандту.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий