Оплакивание Христа - Джордано Лука
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Картина "Оплакивание Христа" считается одной из лучших ранних работ Луки Джордано. В ней художнику удалось передать любовь и нежность, с которой близкие Иисуса относились к Нему. Эти глубокие, искренние человеческие чувства усиливают трагизм происходящего. На картине изображены люди, которые прощаются со Спасителем.
Влияние учителя Хосе Риберы просматривается в темном колорите картины, приёмах светотени и ракурсах персонажей. Композиционное решение произведения типично для подобного сюжета. Крупные фигуры полностью заполняют пространство картины. Дева Мария, склонившись, смотрит на умершего Сына, не в силах отвести взгляд от Его лица. Никодим и Иосиф Аримафейский бережно поддерживают тело Христа. Их грубоватые черты лица подчеркивают благородный лик и мертвенную бледность Иисуса. Мария Магдалина, припав, целует рану на стопе своего Учителя. Искусствоведы подчеркивают великолепно переданную фактуру тканей, мастерски изображенную шелковистую мягкость волос Магдалины.
В правом нижнем углу картины изображены три гвоздя, извлеченные из распятого тела. По диагонали, в левом верхнем углу живописец изобразил скорбящих ангелов путти.
История создания
Картина написана Лукой Джордано в промежуток 1670-1675 годов, во время его работы в Венеции. Заказчика можно определить лишь предположительно по некоторым элементам картины. Акцент на трех гвоздях, вынутых из тела Спасителя, возможно, указывают на орден Иезуитов. Три гвоздя фигурируют в эмблеме этого ордена.
В коллекцию Государственного Эрмитажа картина поступила в 1810 году. На официальном сайте музея указано, что она приобретена при посредстве Вивана Денона в Париже.
Отношение автора к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник -апостол и евангелист Лука. Думается, что выбор родителями имени был не случаен. Отец так же был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства учил сына живописи. Когда Джордано состоится как мастер, он будет принят в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущую душу и окружение, в котором рос Джордано, - историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же работы художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая высоту отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос назвал сынами грома - Воанергес (Мк. 3:17).
Художником исполнено множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению своих зрителей. Поэтому, кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, изгоняющий демонов».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым его учителем был отец, живописец "средней руки". Потом Лука в течение девяти лет учился в мастерской у Хусепе Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, и поступил под руководство Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познаний, но и вооружила виртуозным техническим опытом.
В 1655 году, в возрасте 23 лет Джордано написалдля церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Святого Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами. Наряду с живым воображением, виртуозным и точным рисунком, замечательным колоритом, в его живописи очевидно влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Немецкую Академию», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Мадриде Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн Ретиро, ризницу собора в Толедо, капеллу церкви Нотр-Дам дАтоха и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена в Неаполь, он покинул Мадрид. Лука Джордано умер 12 января 1705 года и погребен в церкви Святой Бригитты в Неаполе.
Автор текста: Ольга Северинова.