Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Оплакивание - сюжет Страстного цикла, следующий за Снятием с креста и перед Погребением. Его принято выделять как самостоятельную иконографическую сцену, описание которой, однако, отсутствует в текстах канонических Евангелий. Только св. Иоанн отмечает: «Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин.19:40). Обычно этот сюжет трактуется как многофигурная композиция, в центре которой изображается Божия Матерь с умершим Иисусом, а вокруг могут располагаться другие близкие персонажи.
Боттичелли в центр «Оплакивания» также помещает фигуру Девы Марии с мёртвым Христом на коленях. Все усилия художника направлены на передачу невыносимой скорби, которая лишила чувств Богоматерь, а Марию Магдалену заставила согнуться и припасть к ногам Спасителя. Иоанн Богослов подставляет плечо падающей в изнеможении Пресвятой Деве. Две другие Марии располагаются по сторонам: одна обвивает руками бледное лицо Иисуса, а другая, заливаясь слезами, прячет голову под своим серым покрывалом. Кажется, боль пронзает каждую линию рисунка: резкий абрис тела Христа говорит о перенесенных Им страданиях; стремительно бегут контуры, очерчивая бессильно опущенные руки участников.
Крупномасштабные фигуры почти целиком заполняют плоскость картины, их головы сближены, а глаза – закрыты, не в силах вынести вид мертвого тела. Фон – это зияющий чернотой провал гробницы с виднеющимся краем саркофага как символ неизбывного горя. Противостоять ему пытается только Иосиф Аримафейский в желтом хитоне, который держит в поднятых к Небу руках орудия Страстей – терновый венец и гвозди, обёрнутые прозрачной головной повязкой Распятого. В своей скорбной одухотворенности он как будто пытается осознать значение свершившегося. Тяжесть страдания усиливают холодные, синевато-чёрные тона картины, окутывая все фигуры серой пеленой мрака. Очень деликатно, почти невидимыми штрихами, художник изобразил золотистые нимбы, будто померкшие над головами скорбящих.
История создания
История происхождения этого образа была установлена в начале XX в., когда выяснилось, что он являлся частью алтаря одной маленькой погребальной часовни в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Картина была заказана неким Антонио Чони или, возможно, его сыном Донато Антонио. Когда в 1629 г. часовню разрушили, алтарь перенесли в сакристию, где его в середине XVIII в. видел итальянский писатель Джузеппе Рича. После этого всякие следы этой алтарной доски теряются, и она проявляется вновь только в 1870 - 1875 гг. в собрании коллекционера Джан Джакомо Польди-Пеццоли, открывшего в середине XIX в. в Милане частный художественный музей.
Существует похожая по сюжету и композиции картина, написанная Боттичелли в те же годы, которая хранится в Старой пинакотеке Мюнхена и отличается от миланского «Оплакивания» горизонтальным форматом. Обе работы были созданы мастером под тягостным впечатлением от казни проповедника Дж. Савонаролы, произошедшей в 1498 г. на площади Синьории во Флоренции. Слишком яростно аскетичный монах обличал пороки духовенства; и после обвинения в ереси и мучительного судебного процесса от него отвернулись даже недавние сторонники. С тех пор сломленный, стареющий Боттичелли всё реже брался за кисть, обращаясь только к религиозной тематике, а вскоре и вовсе забросил живопись.
Отношение автора к вере
Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлекся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворенных и выразительных картин, наделенных утонченной прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.
В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжег на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.
Биография
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.
В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, еще демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.
В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.
Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.
Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворенности, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.