«Обручение Марии» - Перуджино Пьетро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Обручение Марии»
«Обручение Марии»
Автор: Перуджино Пьетро
Местонахождение: Музей изящных искусств, Кан, Франция
Произведение: «Обручение Марии»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: около 1500 - 1504 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Данное живописное произведение имеет в основе своего сюжета относится к Стиху 18 главы 1 из Евангелия от Матфея: «…Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго…». (Мф. 1:18).

Центром геометрически выверенной композиции является священник, который стоит на одной оси с входом в храм. Он держит за руки Марию, закрывающую одной ладонью свое чрево, и Иосифа, который протягивает Ей обручальное кольцо. Левой рукой Иосиф прижимает к себе расцветшее растение - миндальное дерево. За его спиной симпатичный молодой человек ломает об колено голый, без листьев, упругий прут. Эти образы Перуджино взял из литературного наследия, которое оставил потомкам писатель IV – V веков, аскет, создатель канонического латинского текста Евангелия, святой Иероним. Он в рассказе об избрании Иосифа Обручника из числа прочих претендентов на руку Девы Марии, основывался на библейской истории о расцветшем жезле Аарона. По преданию, это событие явилось знаком его Богоизбранности и духовной чистоты. Таким образом, в картине символически говорится, что Иосиф был избран самим Господом.

Пространство вокруг и внутри храма кажется абсолютно свободным и открытым. Сквозь него виднеютсясиние горы и бескрайние небеса. Таким образом, храм оказывается расположенным на границе между миром человеческим – оживленной городской площадью и нетронутой природой. Он — символ соединения двух начал во Христе — небесной и человеческой.

История создания.

Произведение создано в поздний творческий период художника. В это время он владел, как минимум двумя мастерскими, и одним из его учеников уже являлся будущий гений Возрождения, Рафаэль Санти. Приблизительно в это же время была создана очень похожая по композиции картина «Обручение Девы Марии» (около 1504г.). Из этого факта многие искусствоведы сделали вывод, что Перуджино вместе со своими учениками в тот момент выполнил сразу несколько произведений на данную тему. Затем эти полотна украсили монастыри и храмы Флоренции, Перуджи и других окрестных городов.

Композиция, художественно-колористическое решение и использованные сюжетные мотивы обеих картин дают основание полагать, как глубоко и мудро относился Пьетро Перуджино к обучению своих подмастерьев, показывая им, как следует проникать внутрь божественной истории, чтобы доступно, деликатно и глубоко показать ее зрителям.

Отношение автора к вере.

О жизни этого выдающегося итальянского художника достоверно известно очень мало фактов. Однако в «Жизнеописании» Джорджо Вазари можно заметить одну важную деталь: «...в великой нужде, не имея другой кровати, ночевал в ящике и, обращая ночь в день, с величайшим рвением беспрерывно прилежал изучению своего ремесла...». И хотя в дальнейшем Вазари дает не самую лестную характеристику мастеру, рассказывая, какие богатства нажил он себе, причем, честным, творческим путем, даже будучи состоятельным и старым, спал Перуджино по-прежнему, на лавке или в ящике, и продолжал неистово работать, словно самый нищий человек в мире. Однако в этом виден аскетизм христианина, не желавшего баловать себя роскошью сна и прочими благами состоятельного человека.

В одной из притч Иисуса Христа содержащейся в Евангелии от Луки говорится: «...И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ...». (Лк.12:16-21). Вероятно, поэтому к своей жизни художник относится так, как святитель Феофилакт Болгарский, рассудил об этой притче: «...Богатеть в Бога - значит веровать, что если я (...) истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка...».

Биография.

Пьетро Перуджино родился примерно в 1445-46 году в местечке Читта делла Пьеве, недалеко от города Перуджи. По разным данным, его семья была состоятельной, но обедневшей. У Пьетро рано проявились художественные способности, и он вскоре начал обучение у местного живописца Фьоренцо ди Лоренцо. По другим сведениям, у — у Франческо ди Бонифации.

В 1470 году юный художник уехал во Флоренцию и поступил в мастерскую известного живописца Андреа Верроккьо. Причем прибыл Перуджино во Флоренцию, к Верроккьо, без гроша в кармане, и именно у него в мастерской и спал в старом ящике. Тем не менее, во Флоренции Перуджино быстро выделился среди молодых художников, и уже в 1475 году имя Пьетро Вануччи значится в списках гильдии живописцев святого Луки. Это значит, что ориентировочно, к 30 годам, он уже был не просто профессиональным художников, а всеми почитаемым мастером. Во всяком случае, отец знаменитого Рафаэля, Джованни Санти, в своей поэтической хронике написал о двух гениальных юношах, равных по возрасту и пылкости, но одного имея в виду - Леонардо да Винчи, в другого — отнюдь не своего сына, а Пьетро Перуджино.

В дальнейшем Рафаэль стал его учеником. Позже Перуджино женился, у него были дети, и один его сын, Джулио, продолжил живописное дело отца. Однако самым талантливым учеником художника оставался Рафаэль, и после его смерти, в 1520 году именно учитель - Пьетро Перуджино завершил незаконченные гениальным творцом фрески в церкви города Перуджи.

Пьетро Перуджино умер от чумы в Перудже в 1524 году.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий