Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Nisi Dominus»(Если Господь) – духовное произведение А.Вивальди для солиста и камерного ансамбля. Либретто произведения является традиционным латинским текстом 126 псалма библейской книги Псалтирь.
Характер сочинения скорбный, задумчивый, создающий образ печальной молитвы. Традиционно композиторы писали «Nisi Dominus» для хора и придавали этому хвалебному гимну жизнеутверждающий характер. Произведение же А.Вивальди удивительно самобытно и непохоже на все созданное до и после него – возможно, такая непохожесть обусловлена личной драмой, переживаемой композитором.
История создания.
Произведение «Nisi Dominus» А.Вивальди написано в XVIII в., исследователи творчества композитора не могут назвать более точную дату. По силе воздействия на слушателя, характеристикам композиции и новаторским приемам в сочинении, Вивальди намного обогнал свое время, его произведение всегда ново и современно. В настоящее время «Nisi Dominus» является часто исполняемым произведением.
Отношение автора к вере.
Антонио Вивальди родился в традиционной католической семье в Италии. Отец мальчика играл на скрипке и был постоянным участником богослужений в местном соборе, что самым естественным образом повлияло на выбор жизненного пути сына – Антонио принимает священный сан в возрасте двадцати пяти лет в 1703 году. По причине слабого здоровья через некоторое время ему было позволено не служить мессы, но по воспоминаниям Эрнста Людвига Гербера "четки никогда не покидали его руки, кроме тех случаев, когда он брался за перо, чтобы написать оперу". Композитор написал множество прекрасных духовных произведений, возвысив жанр церковной музыки и открыв ее широкому кругу слушателей
Также много сил А. Вивальди вложил в музыкальные занятия с детьми-сиротами венецианского приюта милосердия. Вся жизнь композитора была наполнена служением Богу через музыку.
Биография.
Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отцом был потомственный цирюльник и музыкант Джованни Баттиста Вивальди. В итальянских цирюльнях было принято держать музыкальные инструменты для развлечения публики, поэтому отец будущего композитора владел мастерством игры на скрипке. Впоследствии любовь к музыке вытеснила из жизни Джованни основную профессию, и он стал основателем музыкального общества города «Sovvegno dei musicisti di Santa Cecilia», а также членом церковного оркестра. Антонио учился игре на скрипке у своего отца, с которым впоследствии гастролировал по венецианской республике, а также у директора музыкального общества композитора Джованни Легренци. Свою первую литургическую работу юный композитор пишет в тринадцать лет, в 1691 году.
В возрасте двадцати пяти лет, в 1703 году Антонио принимает священный сан, но развившееся «стеснение в груди» (предположительно астма) не позволяют ему служить мессы. В этом же году его назначают музыкальным руководителем венецианского сиротского приюта «Pio Ospedale della Pietà», который ставит своей целью за счет средств республики дать детям хорошее музыкальное образование. Композитор в это время пишет множество выдающихся сочинений, которые прославили его и его воспитанниц далеко за пределами республики.
Антонио Вивальди увлекает жанр оперы, который был очень популярен в Италии. В настоящее время известно более шестидесяти произведений, но его личное признание в письме говорит о девяносто четырех операх. Гениальный композитор стал новатором в жанре большого скрипичного концерта, а также большого духовного концерта на традиционные латинские тексты.
Не всегда жизнь композитора складывалась гладко, но она была полна реализованных творческих планов. Наградой за многолетние труды композитору явилась встреча с императором Карлом VI в Триесте в 1728 году – монарх наградил композитора рыцарским титулом, золотой медалью и приглашением в Вену, а их разговор длился дольше чем совещание с любым из министров. Вивальди обрадовался этому приглашению, распродал свои нотные рукописи, чтобы выручить средства на переезд и отправился на новое место жительства, подразумевающее место придворного композитора. К сожалению, внезапная смерть Карла VI лишила Вивальди всякой надежды на достойную жизнь в Вене. Он предпринял кратковременную поездку в Дрезден для поисков работы и вернулся оттуда совершенно больным. Умер композитор в ночь с 27 на 28 июля 1741 года «от внутренней инфекции» и был похоронен в простой могиле на кладбище, принадлежащему больничному фонду. До начала XX века произведения выдающегося композитора не были популярны и многие из них считались утраченными, но в настоящее время интерес к творчеству Вивальди восстановил справедливость – сочинения, новаторские для своего времени, те на которых учился И.С.Бах, обретены( в 1926 году в одном из монастырей Пьемонта) и составляют значительную часть мировой музыкальной сокровищницы.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Nisi Dominus aedificaverit domum,
in vanum laboraverunt, qui aedificant eam.
Nisi Dominus custodierit civitatem,
frustra vigilat, qui custodit eam.
Vanum est vobis ante lucem surgere: surgite, post quam sederitis, qui manducatis panem doloris.
Cum dederit dilectis suis somnum. Ecce haereditas Domini filii, merces fructus ventris.
Sicut sagittae in manu potentis
Beatus vir qui implevit
Gloria Patri et Filio, Spiritui Sancto. Sicut erat in principio, et nunc, et semper, et in saecula saeculorum
Если Господь не созиждет дома, напрасно
трудятся строящие его; если Господь не охранит
города, напрасно бодрствует страж.
Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете,
едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему
Он дает сон.
Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
Блажен человек, который наполнил ими колчан
свой! Не останутся они в стыде, когда будут
говорить с врагами в воротах.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
как было в начале, так и теперь будет и будет: мир без конца. Аминь.