Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«Не предваряй извне...»
Не предваряй извне,
не возвещай вовне,
стой
вовнутрь:
утвержден чрез Ничто,
свободный от всех
молитв,
кристаллически точен,
по Пред-Писанию,
неупреждаем,
Тебя мне вмещать
вместо
покоя.
Описание произведения.
Стихотворение «Не предваряй извне...» написано Паулем Целаном под впечатлением от труда Мейстера Экхарта «Об отрешённости». Поэт рисует образ человеческой души, которая способна стать отражением, вмещающим в себе всю Божественную полноту. «Стой вовнутрь» — по словам Мейстера Экхарта: «в душе имеется некая сила, которой все вещи одинаково любы. <…> Ах, если моя душа захотела жить только внутренне, для неё все вещи стали бы со-присутствующими». Целан, как и Экхарт, считает, что обрести целостность в Боге можно только отрешившись от внешнего, направив все свои силы на жизнь души. Во второй строфе поэт описывает «внутреннего человека» — «сокровенное человеческое» (по Экхарту). Внутренний человек — ключ, открывающий врата к божественной благодати. «Утверждён чрез Ничто», — слово «Ничто» часто появляется в произведениях Целана. Так поэт называет Бога в стихотворении «Псалом». В данном произведении это слово обладает тем же значением. «Свободный от всех молитв» — образ абсолютной отрешённости от внешнего, которого должен достичь человек, чтобы слиться с Богом: «Отрешённое сердце не желает ничего, как не существует ничего, от чего оно хотело бы освободиться. Поэтому оно стоит свободное от всех молитв, и молитва его есть не что иное, как единообразность с Господом» (Мейстер Экхарт).
«Кристаллически точен» — подобен тонкому устройству Божественной сущности. Аналогию с Богом поэт проводит и в следующих строках: «По Пред-Писанию неупреждаем» — внутренний человек, как и Бог, должен выйти за пределы познаваемого, абсолютно ускользнуть от внешнего.
Утверждённый Божественной волей, отрешённый человек возвращается обратно к истоку, всё более и более уподобляясь Создателю. Целан заканчивает стихотворение словами: «Тебя мне вмещать вместо покоя», подводя итог своим поискам образа человека, способного слиться воедино с Богом.
История создания.
Произведение «Не предваряй извне» является последним стихотворением в сборнике «Бремя света». Сборник был написан всего за полгода, между июнем и декабрём 1967 года. Целан писал своему издателю Зигфриду Унзельду: «Полагаю, я вправе сказать, что сумел выразить в этой книге нечто предельное, относящееся к человеческому опыту в этом нашем мире и в это наше время, — не онемев и на пути к дальнейшему». Книга исполнена идеей соприкосновения и слияния человека и Бога. Целан в стихотворениях этого сборника не раз прибегает к цитированию Мейстера Экхарта — средневекового немецкого богослова, одного из крупнейших христианских мистиков. Поэт полностью подготовил книгу, но не успел прочесть корректуру. Сборник вышел в 1970 году, уже после смерти Пауля Целана.
Отношение автора к вере.
Ввиду множества аллюзий на Ветхий и Новый Заветы в произведениях Целана, исследователи причисляют поэта то к последователям иудаизма, то к христианам. Точнее выразилась переводчик стихотворений Целана, Ольга Седакова: «Говоря о том, что речь Целана слишком близка библейской, я имею в виду, что «мир Библии» для него не кончается с последней записанной в кодексе фразой. Весь мир, какой он застал, и есть для него мир Библии». Окружающая реальность для Целана — реальность последнего Дня Творения, а поэзия — духовный поступок, сакральный жест, который способен сотворить человек для Бога. Сам поэт не причислял себя ни к одной из конфессий, но вобрал в себя лучшее из христианства и иудаизма — метарелигиозное стремление к созерцанию Божественного. Одной из главных идей Целана является поиск способа воссоединения человечества с Богом. Образ этой слитности как раз и возникает в стихотворении «Не предваряй извне», а также в «Псалме», в стихотворении «Воедино» и во многих других.
Биография.
Пауль Целан (настоящая фамилия - Анчель) родился 21 ноября 1920 года в городке Черновцы, который входил в состав королевской Румынии. Его мать очень любила чтение книг и привила сыну любовь к литературе. По желанию родителей, Пауль Целан поступает на медицинский факультет в Туре, Франция. Но медицина мало интересует его, он уделяет всё своё время книгам таких авторов как Роллан, Пруст, Камю, Пеги, Бретон.
В 1939 году он возвращается домой на каникулы. В это лето началась Вторая Мировая война. Поскольку Германия напала на Польшу, то путь во Францию оказался закрыт, и Целан решает поступать в Черновицкий университет на факультет романистики. В июле 1940 года в Буковину вошла Красная Армия. С этого момента Целан глубоко интересуется русской литературой, читая взахлеб Есенина, и переводит его стихи на немецкий язык. Начало 1941 года ознаменовалось трагедией в жизни Пауля – родителей отправляют в лагерь, где его отец умер от тифа, а мать была застрелена. В своем творчестве Целан делал упор на теме еврейства, продолжая писать на немецком языке.
Писатель вынужден всё время переезжать – в Бухарест, Вену, Париж. В 1959 году он становится доцентом Сорбонны. Его произведения печатаются во многих крупных изданиях. Самым знаменитым сочинением считается «Фуга смерти». Благодаря своей литературной и переводческой деятельности, Пауль Целан получил много литературных премий.
1 мая 1970 года Целан покончил с собой, бросившись в Сену с моста Мирабо.
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.