Мученичество 10 тысяч христиан - Дюрер Альбрехт

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мученичество 10 тысяч христиан
Мученичество 10 тысяч христиан
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена
Произведение: Мученичество 10 тысяч христиан
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1508
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Полотно Альбрехта Дюрера изображает историю мученической гибели десяти тысяч солдат-христиан с их командиром Акакием на горе Арарат. По историческим данным событие происходило в эпоху правления императоров Адриана и Антонина Пия. Во время похода против мятежных персидских племен воинам чудесным образом явился ангел, после чего все они обратились в христианство. После одержанной победы, все они ушли на гору Арарат, решив посвятить себя мирной созерцательной жизни. Попытки правителей заставить их вернуться к военной службе и языческим жертвоприношениям оказались тщетны. После множества долгих пыток воины-христиане были распяты на той же горе или сброшены со скалы.

Картина Дюрера в мельчайших деталях передает ужасающее зрелище расправы над христианами. Мы видим множество человеческих фигур, изображенных на фоне естественного гористого ландшафта. Пышущая жизнью яркая зелень контрастирует с шокирующими сценами пыток и истязаний. Почти все полотно заполнено изображениями обнаженных тел мучеников. Некоторых еще только ведут на казнь, например, на заднем плане Дюрер со свойственным ему натурализмом изображает тела людей, сброшенных со скалы. На переднем плане лежат тела тех, чьи головы усекли мечом. Слева спиной к зрителю представлены распятые мученики. Персидский Король изображен права в облике османского султана, который едет верхом. Палачи также облачены в восточные одежды.

В центре душераздирающей сцены мы видим две фигуры, одетые в черную одежду. Эти два человека словно находятся вне контекста страшных событий, они остаются незамеченными в толпе палачей и мучеников. Таким образом, Дюрер включил в полотно автопортрет, изобразив себя в образе мужчины, который держит табличку с подписью. Другой персонаж - это друг художника и известный гуманист Конрад Целтис, который умер за несколько месяцев до завершения работы.

История создания.

Картина «Мученичество 10 тысяч христиан» была создана Альбрехтом Дюрером по заказу Фридриха Мудрого, который с 1496 г. был патроном художника. Полотно было написано для украшения зала реликвий церкви Виттенбергского дворца. Выбор данного сюжета объяснялся тем, что Фридрих Мудрый имел большую коллекцию мощей, в число которых входили мощи убиенных солдат и их командира. Дюрер, с ведома Фридриха Мудрого, в образе одного из мучеников (1 Цар.2:9; 1 Кор.12:28) изобразил своего недавно умершего друга, гуманиста Конрада Цельтиса. Известно, что за работу Дюрер получил 280 флоринов. Изначально картина была написана маслом на деревянной панели, в XIX веке перенесена на холст.

Ранее мастер уже обращался к данному сюжету в графической работе, однако при создании живописного полотна художник заменил несколько чрезвычайно жестоких сцен. Позднее Фридрих Саксонский подарил картину Никола Перрено де Гранвею, канцлеру императора Карла V. Долгое время произведение находилось в коллекции кардинала Гранвея, а в 1600 году было куплено императором Рудольфом II . С 1677 года хранилось в венской казне.

Работа неоднократно упоминалась в корреспонденции между художником и Джэйкобом Хеллером.

Отношение автора к вере.

С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альберт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор - поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507) был создан именно в это период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел их жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.














Оставить комментарий