Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Посвящается Их Императорским Высочествам
Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне
«Молитва»
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
г. Елец, Октябрь 1917 г.
Описание произведения.
Судьбу царской семьи поэт сравнивает с путём на Голгофу Христа. Последний час мучеников наступит в июле 1918 года, но поэт уже предвидит его, понимая, что приходится им выносить.
Стихотворение в целом представляет собой молитву Богу от лица мучеников, находящихся на пороге смерти. Перед крестными страданиями Спаситель в Гефсиманском саду молился Богу-Отцу об укреплении. Подобно Христу, царственные страстотерпцы взывают об укреплении сил «в невыносимый смертный час». «Смиренной душой» они пьют ту же чашу страданий, что пил Господь, Который просил: «Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». (Мф.26:39).
«Народное гоненье» пережил Спаситель, когда Его народ, кричавший: «Осанна», через несколько дней у дворца Пилата требовал: «Распни Его!» (Мк. 15:13-14, Лк.23:21, Ин.19:15). Гонение от своего народа, заключение и ссылку, — переживают и царь-мученик со своей семьей.
«Пытки палачей» – бичевание, заушения и ругательства — претерпевает Господь. Те же пытки, унизительные, несправедливые притеснения — переживает и царская семья, 16 месяцев находясь в заключении.
«Молиться кротко за врагов». — Господь молился на кресте за распинающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». (Лк. 23:34). Государь, по примеру Спасителя, простил своих будущих убийц и просил не мстить за себя. Великая княжна Ольга Николаевна писала в 1918 году из заключения в Тобольске: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...».
«Тяжёлый и кровавый крест» государь с семьёй встречал с Христовой кротостью и молитвой за врагов. По слову поэта, эта кротость — сила нечеловеческая. Поэт Сергей Бехтеев прозревает грядущее царской семьи и мысленно видит их на Голгофе. О крестной смерти — его следующее стихотворение.
«У Креста»
Шумит народ, тупой и дикий,
Бунтует чернь. Как в оны дни,
Несутся яростные крики:
«Распни Его, Пилат, распни!
Распни за то, что Он смиренный,
За то, что кроток лик Его.
За то, что в благости презренной
Он не обидел никого.
Взгляни — Ему ли править нами,
Ему ли, жалкому, карать!
Ему ли кроткими устами
Своим рабам повелевать!
Бессилен Он пред общей ложью,
Пред злобой, близкой нам всегда,
И ни за что к Его подножью
Мы не склонимся никогда!»
И зло свершилось! Им в угоду
Пилат оправдан и омыт,
И на посмешище народу
Царь оклеветан... и ... убит!
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нависла мгла. Клубятся тени.
Молчат державные уста.
Склонись, Россия, на колени
К подножью Царского Креста!
1921 г.
«Во дни оны» — типичное начало евангельских зачал, читаемых в церкви на богослужении. Поэт сравнивает смерть царя со смертью Спасителя на Кресте. Как иудеи распяли своего Царя, так и русский народ казнил своего помазанника Божия. Как и тогда, опять «бунтует чернь» и слышны крики: «Распни Его!». (Мк. 15:13-14, Лк.23:21, Ин.19:15).
Господь не противился ни Своей крестной смерти, ни заушающим Его. За то, что был «Он смиренный» и был «кроток лик Его», над Ним глумились, и говорили: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста и уверуем в Него». (Мф.27:42). Государь так же не противился вынужденному отречению, и так же до конца кротко принял свой крест. «Общая ложь», злоба окружали Спасителя в Его последние мгновения. «Кругом измена, трусость и обман», — записал Государь в своем дневнике 2 марта 1917 года, в день отречения от престола.
«Ему ли, жалкому, карать». От Господа ждали восстановления земного могущества Израиля, а Он учил, что Царствие Его не отсюда («…ныне Царство Моё не отсюда». Ин.18:36). Так и государя обвиняли в слабости и бездействии, когда он стремился, исполняя волю Божию, действовать на благо России.
«Пилат оправдан и омыт». Пилат умыл руки перед народом в знак своей невиновности в смерти Спасителя (Мф.27:24). Убийцы царской семьи были не просто оправданы, но стали «национальным героями». Однако из истории известно, что участь Пилата, как и участь начальника цареубийц Юровского, его дочери, сына и внуков, была плачевна.
«Нависла мгла. Клубятся тени». Во время смерти Спасителя мгла окутала Голгофу и потряслась земля. «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: померкло солнце, и завеса в храме раздралась по середине». (Лк.23:44-45). После смерти Государя Россия погрузилась в кровавую мглу, усобицу и тиранию.
В 2000 году Русская православная церковь причислила царскую семью к лику святых в чине страстотерпцев. Сергей Бехтеев называл императора Николая II страстотерпцем ещё в 1917 году в рождественском стихотворении «Святая ночь». Страстотерпцы – это святые, претерпевшие ради Христа сугубые страдания с кротостью, терпением и смирением, уподобившись в этом подвиге Спасителю. Стихи о крестной судьбе царственных страстотерпцев звучат, как пророчество, евангельские образы и параллели высвечивают их подвиг как подвиг святых, как деяние, принадлежащее Вечности. Поэт призывает к покаянию в содеянном.
История создания.
Сергей Сергеевич Бехтеев — русский поэт, офицер Белой армии и эмигрант первой волны. Когда в России началась революционная смута, он с болью и скорбью писал о судьбе своей родины. Большая часть его гражданских стихотворений, вышедших в Мюнхене в 1923 году под названием «Песни русской скорби и слёз», посвящена царю-мученику Николаю II и его семье. Некоторые из них он успел передать императору при жизни. Есть свидетельство, что царь слушал одно из них («Боже, царя сохрани») и передал благодарность поэту. Стихотворение «Молитва», написанное в 1917 году, С. Бехтеев передал через фрейлину императрицы, графиню А.В. Гендрикову, царской семье в заключение в Тобольск. Оно было обнаружено следователем Н.А. Соколовым в доме Ипатьева в Екатеринбурге, где царственные мученики содержались под стражей в последние дни жизни. Великая Княжна Ольга переписала его своей рукой и хранила в книге, поэтому авторство иногда приписывалось ей. Конечно, это стихотворение было духовным утешением и поддержкой для царской семьи. Текст стихотворения, переписанный рукой великой княжны, немного отличался от напечатанного впоследствии. Так, вместо слова «злодейства» было написано «злодейство», вместо «смертный час» − «страшный час».
Современный историк и богослов К.Г. Капков в своем фундаментальном труде «Духовный мир императора Николая II и его семьи» пишет, что известное «духовное завещание» Императора, в котором он просил не мстить за себя и простил своих убийц, было фрагментом письма, в котором Царь выражал благодарность Сергею Бехтееву за это стихотворение. Это письмо было продиктовано отцом Великой княжне Ольге.
Стихотворение «У Креста» было написано в 1921 году в эмиграции в Сербии. Оба стихотворения впервые вышли в сборнике «Песни русской скорби и слез», изданном в Мюнхене в 1923 году.
Отношение автора к вере.
Поэт Сергей Сергеевич Бехтеев родился в православной семье старинного дворянского рода. Всех старших сыновей в роду называли в честь покровителя рода, преподобного Сергия Радонежского. Назвали в честь него и Сергея. Веру поэт унаследовал от семьи и пронёс через всю свою жизнь. Его идеалами и жизненными ориентирами были: вера, царь, отечество. Находясь в эмиграции во Франции в Ницце, он много лет был старостой и ктитором церкви Державной иконы Божией матери.
В своих стихах Сергей Сергеевич выступает как патриот, он чает воскрешения России, верит, что она покается и вернётся к вере и былому величию.
Биография.
С. Бехтеев родился 7 апреля (ст. ст.) 1879 года в с. Липовка Елецкого уезда Орловской губернии, в многодетной дворянской семье старинного рода. Его отец, Сергей Сергеевич Бехтеев (1844–1911), был известным земцем правого консервативного крыла, талантливым хозяйственником и деятельным управленцем. Мать, Наталья Алексеевна Хвостова (1854—1923).
В 1903 году Сергей Бехтеев окончил Императорский Александровский лицей, в котором в своё время учился А.С. Пушкин. В лицее Бехтеев начинает писать стихи. Сёстры Бехтеева были фрейлинами царского двора, поэтому Сергей Сергеевич близко знал придворную жизнь. Верность царской семье и любовь к ней он сохранит навсегда.
По окончании лицея поэт поступает в Кавалергардский её величества государыни императрицы Марии Фёдоровны полк. Первый сборник его стихов вышел в 1903 году. Он был посвящён императрице Марии Фёдоровне.
Во время Первой Мировой войны Сергей Бехтеев служил в действующей армии. Получил ранение в грудь и попал в дворцовый лазарет, где удостоился посещения императрицы Александры Фёдоровны и великих княжон. Был вторично ранен в голову.
Известие об отречении императора потрясло поэта. После 14 лет молчания он вновь начинает писать стихи. С этих пор тема царской семьи и страданий отчизны становятся главными в его творчестве. Пять стихотворений «Россия», «Боже, царя сохрани», «Верноподданным», «Святая ночь», «Молитва» ему удалось передать через графиню А.В. Гендрикову в Тобольск царской семье.
Во время Гражданской войны Сергей Бехтеев служит в Добровольческой армии. В 1920 году он покидает Россию, уплывает из Керчи на пароходе «Самара». Сначала С. Бехтеев живёт в Сербии. Вместе с братом Алексеем издаёт газету «Вера и Верность», затем «Русский стяг», активно участвует в общественной жизни русской диаспоры. Выходят его сборники «Песни русской скорби и слез», автобиографический роман «Два письма», сборник «Песни сердца».
В 1929 году С. Бехтеев переезжает во Францию, в Ниццу, где живёт до конца своих дней. Был старостой и ктитором храма Державной иконы Божией матери.
В 1934 году издаётся его сборник «Царский гусляр», в 1952 году вышли четыре его книги под единым названием «Святая Русь».
Поэт скончался 4 мая 1954 года. Похоронен на русском православном кладбище Кокад в Ницце. На его могильной плите высечена надпись: «Лицеист Имп. Александровского лицея 59 курса. Царский поэт. Офицер Белой Армии. Сергей Сергеевич Бехтеев».
Автор текста: Мосунова Наталья Михайловна.