Маэста - Дуччо ди Буонинсенья
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
«Маэста» (от итальянского maestà — величание, величественность) — это вариант иконографического типа образа Богоматери, соответствующего православной иконографии «Похвала Богородицы».
«Маэста» Буонинсенья является двусторонним произведением. На главной стороне изображены сцены прославляющие земную жизнь и духовный подвиг Богородицы, а на обороте представлены сцены из жизни Иисуса Христа. Сочетание обильного золотого фона с алыми, багряными, синими и жёлтыми облачениями персонажей создают впечатление торжественности и великолепия, необходимыми для произведения этой направленности. Цельность восприятия алтаря достигается путем ритмичного повторения фигур в соседних сценах, адресными жестами и взглядами персонажей, связанностью сюжетов, единством пропорций и уровней пейзажей, общностью колорита.
Многочисленные компоненты указывают на подражание живописцем византийскому иконописному канону, но в расположении и индивидуализации святых и ангелов чувствуется новый творческий подход мастера. Лики Мадонны и Богомладенца Иисуса торжественны, но и более открыты, округлы и живы, чем это было принято до сих пор. Талантливо и тонко художник придал лицам святых выражение благоговения и молитвенного умиления. На картине представлены четыре святых покровителей Сиены — Ансано, Савин, Виктор и Крещенций, предстоящих коленопреклонёнными на переднем плане. Надпись на подножии трона гласит: «Святая Матерь Божия, будь причиной мира в Сиене и жизни Дуччо, который написал Тебя такой».
Во втором ряду изображены святые: Екатерина Александрийская, апостол Павел, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель, апостол Петр и святая мученица Агнесса, узнаваемые по характерной атрибутике. Верхняя часть композиции увенчана арками с образами десяти апостолов: Иуды Фаддея, Симона Зилота, Филиппа, Иакова Заведеева, Андрея, Матфея Мытаря, Иакова Алфеева, Варфоломея, Фомы и Матфия. Лицевая пределла содержит сцены из детства Христа, разделёнными фигурами пророков. На вимпергах мастер расположил сюжеты из жизни Божией Матери.
Оборотная сторона содержит в центральной части 26 сцен Страстного цикла, в пределе представлены эпизоды земной жизни Христа, на оборотной стороне вимпергов - события последовавшие Воскресению.
История создания
«Маэста» была заказана для главного алтаря городского собора 9 октября 1308 года. В соглашении Дуччо ди Буонинсенья обязывался собственноручно и как можно лучше выполнить картину, работая постоянно и не принимая в этот период иных заказов. 9 июня 1311 г. живописный алтарь, посвященный Богоматери, со времен битвы при Монтаперти (1260) считавшейся Верховной Правительницей города, был перенесен из мастерской художника в собор. По новизне замысла «Маэста» знаменует рубеж в эволюции алтарных образов в западноевропейской традиции. Заказ предполагал создание непревзойденной по размерам, величию и великолепию алтарной картины. Дуччо ди Буонинсенья спроектировал уникальную многочастную конструкцию двустороннего образа, первоначальные размеры которого составляли 5×4,68 м.
В 1506 году алтарь заменили бронзовым киворием, а в 1771 году его части были разъединены. Значительная часть разрозненных композиций хранится в сиенском соборном музее, другие в Национальных галереях Вашингтона и Лондона, в собраниях Фрика в Нью-Йорке и Тиссен-Борнемиса в Мадриде, в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уэрте и в Музее изящных искусств в Будапеште. Часть композиций утрачена, что затрудняет точную реконструкцию конфигурации и структуры алтаря, а также способов его крепления. Наиболее убедительна реконструкция, предложенная Уайтом в 1979 году.
Отношение автора к вере
Дошедшие до наших дней свидетельства показывают Дуччо человеком сложного характера, лишенного деловой хватки и непрактичного. Он постоянно нуждался, не вылезал из долгов и оплачивал штрафы, ставшие следствием его независимого темперамента.
Дуччо ди Буонинсенья была дарована совокупность талантов, определившая особое место художника в истории итальянской живописи. Труд души живописца в осмыслении евангельской глубины выразился в сложном и тонком равновесии византийских иконописных канонов, традиции сиенского искусства и готической миниатюры. Иконографические типы написанные мастером легко узнаваемы, но их строгая отстраненная красота и молитвенная сосредоточенность, присущая византийским образам, одухотворена особой лиричностью.
Кисти Буонинсенья принадлежит множество картин духовного содержания, но главной, вершиной его творчества, является изображение Мадонны в сиенской церкви. После окончания работы над «Маэста» имя Дуччо, вплоть до его смерти в 1319 году, больше не встречается в документах. Значение «Маэсты» для итальянской живописи заключается в осознании перемены времени, чуткости к потребностям духовных исканий своих современников, что выразилось в переходе от умозрительности к реалистической трактовке привычных образов.
Биография
Первое упоминание о художнике Дуччо ди Буонинсенья в архивных документах Сиены относится к 1278 году. Реконструкция творческого пути Дуччо ди Буонинсенья проблематична, мнения об атрибуции и о хронологии создания его произведений расходятся. Документальные сведения о периоде обучения отсутствуют. Возможно, его наставником был Гвидо да Сиена, в ранние годы Дуччо ди Буонинсенья работал в миниатюре и был знаком с постэллинистической традицией византийской живописи. Роберто Лонги в 1948 году предположил, и его поддержали большинство ученых, что Дуччо учился у Чимабуэ, поскольку примерно с 1270 по 1280 год был в его бригаде, работавшей над фресками в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Чаще всего мастеру заказывали изображение Мадонны, покровительницы города Сиены, особенно почитаемой после битвы при Монтаперти.
Первой из дошедших до настоящего времени работ Дуччо ди Буонинсенья считается алтарная картина «Мадонна Креволе». Её отличают выделение рафинированного линейного начала, удлиненные пропорции фигур, гибкость силуэтов, тонкость моделировки форм, аристократизм образов. Эти качества станут характерными для последующих произведений художника и сиенской живописной школы в целом.
«Мадонна Ручеллаи» (1285) одна из крупнейших алтарных картин своего времени (4,5×2,9 м), её раму украшает орнаментальная лента, включающая круглые медальоны с погрудными изображениями патриархов, пророков, апостолов и святых. Появление на алтарной картине такого рода медальонов было новшеством. Образ «Мадонна Ручеллаи», отражающий влияние искусства Чимабуэ, изобилует готическими мотивами.
В 1285-1308 гг. Дуччо ди Буонинсенья написал 3 образа Мадонны с Младенцем. В 1295 году художник вместе с Джованни Пизано был включен в комиссию, определявшую место строительства фонтана у Порта д'Овиле.
В 1313 году Дуччо приобрёл дом в сиенском квартале Сталлореджи, в котором жил и держал мастерскую. Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.
Запись в документах от 3 августа 1319 года упоминает о кончине Дуччо. В тексте сообщается, что Раньеро ди Бернардо произвёл официальную церемонию по вступлению детей и жены Дуччо, Тавианы, в права наследования. Из семерых детей Дуччо только двое — Гальгано и Амброджо — занялись живописью. Однако никаких упоминаний об их творчестве и выполненных ими заказах не сохранилось. Зато след в истории искусства оставил его племянник — Сенья ди Бонавентура, сын брата Дуччо, Бонавентуры, а также сыновья Сеньи — Франческо и Никколо ди Сенья, продолжившие семейную художественную традицию.
Автор текста: Ольга Северинова